Гироскутер (сигвей). Как работает двухколесный segway, основные принципы работы

Гироцикл. Что такое segway, как работает, принципы работы

12.05.15

Segway – это двухколесное средство передвижения стоя, оснащенное электроприводом. Его называют электрическим самокатом, сравнивают с мопедом и велосипедом, однако сами разработчики утверждают, что этот продукт уникален и не имеет аналогов.

Гироскутер segway может иметь самое широкое применение, от использования в быту и на предприятиях с большими площадями до проведения спортивных тренировок и туристических экскурсий.

Сигвей: история изобретения и особенности

Само слово «segway» происходит от итальянского термина segue, который в переводе означает «следовать за». По другой версии, название фирмы-изготовителя и самого транспортного средства образовано из двух английских слов: «segue» (плавный переход) и «way» (путь).

Дин Кеймен и первый сигвей 2001 года

Дин Кеймен и первый сигвей.

Первый сигвей был произведен в 2001 году. Изобретатель Дин Кеймен потратил на его разработку около 10 лет. Второе поколение сегвеев появилось в 2006 году. Модернизация коснулась втулки руля: на новых моделях повороты осуществляются не нажатием клавиш, а наклонами (качанием) руля.

К неоспоримым достоинствам сегвея относятся бесшумность движения, экологическая чистота, простота управления, а также компактность. Действительно, в отличие от мопеда или велосипеда, вытянутых в длину, двухколесный сегвей занимает гораздо меньше места.

В Европе сегвеи очень популярны. Их широкому распространению в России пока препятствует высокая цена: новый гироскутер segway стоит от 300 000 до 500 000 рублей.

В настоящее время отсутствует единое мнение, к какому виду транспорта отнести сегвеи. В Дании и Японии они ставятся в один ряд с мопедами, в Германии и Швеции – с велосипедами, в Голландии и Швейцарии – с мотоколясками. В России, согласно решению ГИБДД, сегвеи считаются «индивидуальным средством передвижения пешеходов», которым разрешено движение только по тротуарным дорожкам.

Segway: устройство и принцип работы

Основная и самая главная особенность сегвея – это механизм самобалансировки. Автоматическая система стабилизации реагирует на малейшее изменение положения корпуса человека, стоящего на платформе этого транспортного средства. С гироскопических и жидкостных датчиков сигналы поступают в микропроцессор, который, в свою очередь, управляет двигателями. Обработка сигналов осуществляется до 100 раз в секунду.

Каждое из двух колес сегвея вращается при помощи своего электродвигателя мощностью в 2 л. с. Управляющая система продублирована и надежна как в самолетах. Для полного выхода из строя всей системы нужно, чтобы перестали работать одновременно обе, а это почти исключено.

Чтобы начать движение, следует наклонить корпус вперед, и чем сильнее станет увеличиваться угол наклона, тем выше будет скорость. При отведении корпуса назад движение будет замедляться, произойдет остановка или включится задний ход. Повороты направо и налево осуществляются с помощью руля.

Именно поэтому езда на сегвее не требует никакого специального обучения, что принципиально отличает его от аналогичных средств передвижения. Научиться кататься на сегвее можно в течение одной минуты.

Источники питания сегвея – две аккумуляторные литиевые ионные батареи, обеспечивающие пробег до 35-40 км на одном заряде (6-10 часов). Сам гироскутер весит 40-45 кг и выдерживает нагрузку до 130-140 кг. Максимальная скорость, которую он может развивать – 18-20 км/ч.

Увеличение скорости происходит плавно и постепенно. Но при достижении максимально допустимой скоростной границы сегвей сам будет тормозить, как бы «подергиваясь» назад. Передвигаться на нем можно как по асфальту, так и по любому грунту, а также, благодаря мягкому покрытию колес, и внутри помещений.

Устойчивость сегвея настолько велика, что упасть с него может разве что водитель, но не сам сегвей. Обычно это происходит при резких поворотах на большой скорости, когда человека просто «сдергивает» со скутера инерция. При этом сам скутер остается стоять, сохраняя вертикальное положение. Это гарантирует безопасность езды и позволяет пользоваться сегвеем людям любого возраста, от подростков до граждан весьма преклонных лет.

Подзаряжается сегвей обычным способом от розетки, как ноутбук или любое другое подобное устройство. Полная зарядка требует семь-восемь часов, но есть и возможность подзарядки. Дополнительной и приятной особенностью является то, что батареи автоматически подзаряжаются во время спуска с горы.

По утверждению производителей, аккумуляторы рассчитаны на 1000 полных циклов зарядки, и этого хватает минимум на три года при ежедневной езде на сегвее.

Каждый двухколесный segway имеет собственный уникальный электронный ключ, отображающий уровень зарядки, текущую скорость и т. д., а также противоугонную систему.

Разновидности сигвея

Современный сегвей имеет две основные модификации: городской Segway i2 и внедорожный Segway x2. Segway i2 обладает меньшей массой и габаритами. В зависимости от модели Segway i2 может быть оборудован светодиодным задним фонарем, ковриками, багажной сумкой или кофрами, стояночной подножкой и т. д. Разумеется, все это сказывается на его стоимости.

городской двухколесный segway i2

Segway i2.

внедорожный двухколесный segway x2

Гироскутер x2.

На сегодняшний момент налажено массовое производство так называемых мини сегвеев, отличающихся большей компактностью и экономичной ценой. Ведущие производители таких моделей – США и Китай. Под определение мини сегвей подходит и портативное средство передвижения AirBoard, разработанное английской компанией AirWheel и представляющее собой нечто среднее между классическим сегвеем и скейтбордом. Это тот же сегвей, но без рулевой стойки.

городской двухместный GM-Segway PUMA

GM-Segway PUMA.

В 2009 году на улицах Нью-Йорка появилась мотоколяска PUMA – двухместный сегвей, совместный проект компаний General Motors и Segway, призванный объединить достоинства сегвея с преимуществами автомобиля. Такая мотоколяска имеет два колеса, соединенных осью, систему динамической балансировки, электродвигатель, питающийся от литиево-ионных батарей, и двухместное сиденье. Скорость GM-Segway PUMA может достигать 56 км/ч.

Видео. Segway X2 — обзор электроскутера и демонстрация работы

Автор статьи — Устина [Ustina]