Velosipedinfo.ru  —  Устройство велосипеда  —  Тормоза на велосипед  —  Основные виды тормозов велосипеда и их отличия друг от друга

Основные виды тормозов велосипеда и их отличия друг от друга

04.11.18

Тормоза для велосипеда подразделяют на несколько типов. Вначале перечислим их, а затем разберем подробнее плюсы и минусы каждого вида.

Общая классификация

Каждый начинающий велосипедист вскоре задумывается про апгрейд своего велика и думает что же поменять в первую очередь, а может вообще перейти на новые тормоза. Тут и встает перед ним вопрос так а какие же все таки бывают тормоза на велосипедах, чем они отличаются и как выбрать такие, которые подойдут именно для его стиля езды.

Виды тормозов на велосипеде по способу воздействия:

  1. Барабанные
  2. Роллерные
  3. Ободные
    • Кантилеверные тормоза
    • Клещевые тормоза
    • v-brake
  4. Дисковые

В ободных тормозах велосипеда, колодка тормоза прижимается к ободу колеса и за счет этого происходит торможение. В дисковых тормозах, торможение происходит за счет придавливания колодок к ротору (диску) велосипеда. В барабанных и роллерных тормозах сам тормоз расположен внутри втулки велосипеда и торможение происходит за счет передачи усилия ногами велосипедиста на педали велосипеда назад, т. е. крутим педали назад и останавливаемся. Это свойственно в основном старым моделям велосипедов (Украина и др.) и в современных велосипедах почти не используется (исключение являются велосипеды с планетарной втулкой например)

По способу передачи тормозного усилия

По способу передачи тормозного воздействия на сам тормоз (не важно, то ли это будет дисковый тормоз, то ли ободной) велосипедные тормоза можно поделить на:

  • механические
  • гидравлические

В обоих случаях мы давим на ручку тормоза на руле велосипеда. Если это механика, то ручка тормоза связана с самим велотормозом посредством металлического троса и при нажатии на тормоз трос натягивается прижимая колодки к ободу или к ротору

В гидравлических тормозах от ручки тормоза к тормозному механизму проходит гидролиния (трубка), заполненная маслянной жидкостью. При воздействии на ручку тормоза тормозная жидкость внутри трубки начинает двигаться под давлением и передает усилие на тормоз, после чего тормоза срабатывают.

В случае с гидравликой усилие, передаваемое на тормоз может быть очень маленьким, т. е. Мы можем тормозить практически одним пальцем и не надо при этом сильно давить на тормоз. В механике усилие надо прикладывает большее. Об этом чуть подробнее будет сказано ниже.

Попробуем разобраться что же на самом деле лучше и для чего чуть ниже.

Итак давайте приступим к более подробному описанию каждого вида тормозов и взвешиванию плюсов и минусов.

Барабанные велотормоза

Когда давим на педаль назад, то штуцер начинает двигаться по резьбе до упора Когда доходит до упора то стопорит колодки и прижимает их к стакану

Про устройство барабанного тормоза на велосипеде читайте в отдельной статье. Если в двух словах, то принцип барабанного тормоза, или его еще называют ножной тормоз, заключается в следующем. Внутри задней втулки колеса велосипеда находится несколько деталей, 2 колодки и одна деталь, которая имеет резьбу. При вращении колеса назад эта деталь закручивается подвигая другую деталь, которая прижимает колодки к втулке колеса и стопорит колесо.

Чаще всего такие велосипедные тормоза используются в дорожных велосипедах старого типа. Такими велосипедами были в советское время Украина, Школьник, Орленок и подобные. В них не предусмотрено переключение передач через звездочки. Еще используется подобный вид тормозов в велосипедах с планетарной втулкой.

Достоинства: Недостатки:
  • Механизм ножного тормоза можно назвать вечным, ну или как минимум долговечным
  • Ремонт и обслуживание практически не нужны в связи с тем, что все детали которые участвуют в торможении находятся внутри втулки и закрыты полностью от попадания песка, грязи и т. д.
  • Не портят обод, как в случае с ободными тормозами на велосипеде
  • Можно использовать при восьмерках и любых других деформациях колеса велосипеда
  • Не нужна настройка и подстройка, т. е. Вы один раз их поставили и забыли
  • Слабая мощность торможения,т.е приходится прикладывать большие усилия чтобы притормозить
  • идет излишняя дополнительная нагрузка на спицы и на втулку, что может приводить к ослаблению спиц и как следствие деформациям обода колеса в сторону восьмерки колеса.
  • При слетании цепи вы остаетесь без тормоза вообще и единственный способ остановится сами знаете какой, поэтому необходим вспомагательный передний тормоз
  • плохо контролируется процесс торможения

Роллерные тормоза

По принципу действия очень схожи с барабанным тормозом. Сам роллерный тормоз на велосипеде находится не внутри втулки, а снаружи. Он крепится к раме велосипеда и торможение происходит не за счет ножного тормоза, а за счет ручки на руле велосипеда. От тормозной ручки идет тросик который при натяжение запускает механизм роллерного тормоза.

Основные детали, из которых состоит велосипедный тормоз на картинке. Снаружи стенки барабана, внутри барабана 3 колодки, 6 роликов и эксцентрик. Эксцентрик связан с тормозной ручкой посредством тормозного тросика. При натяжении эксцентрик проворачивается и начинает прижимать ролики к колодкам. Колодки в свою очередь прижимаются к барабану и происходит торможение.
У них как и других тормозов есть как плюсы, так и минусы. При этом плюсы довольно существенные.

Достоинства: Недостатки:
  • роллерный тормоз, как и тормоз барабанного типа полностью закрыт от грязи, пыли, воды и снега, поэтому он является долговечным. Срок службы минимум от 3 лет
  • В связи с тем, что он является закрытым, он не требует особого ремонта и обслуживания
  • в настройке практически не нуждается, один раз поставили и ездим пока не сломается
  • отличная модуляция при торможении, т. е. По сравнении с дисковыми и ободными не происходит мгновенная блокировка колеса, а происходит постепенное останавливание велосипеда до полной остановки.
  • Роллерный тормоз не боится восьмерок и других деформаций колеса
  • отсутствует износ обода в отличие от ободных тормозов
  • Большой вес, но на самом деле этот вес большой только если вы участвуете в гонках, а в обычных условиях вы даже не заметите этого.
  • Габариты у него тоже не маленькие, но это тоже недостаток сомнительный для обычного рядового велосипедиста.
  • Сложность покупки. По какой то причине роллерный тормоз не прижился в странах СНГ России, Украине... Поэтому достать его проблематично
  • Он подходит не для каждой вилки велосипеда, т. е. могут быть проблемы с его установкой
    дорогой по сравнении с дисковыми и ободными тормозами
  • сложности с ремонтом, если вдруг что-то произошло в полевых условиях

Вобщем есть минусы и плюсы как и везде. Подходит роллерный велосипедный тормоз больше для не агрессивной езды в пределах города, парков и подобного. В условиях проселочных дорог, леса и подобных больше подойдут дисковые тормоза.

Ободные тормоза

Ободные тормоза — это тормоза, в которых торможение возникает когда колодки обжимают с двух сторон обод велосипеда, вследствие чего происходит постепенное торможение до полной остановки. Тормозная ручка находится на руле велосипеда и тормозное усилие передается или через тросик в случае механических тормозов, или через гидролинию если у вас установлена гидравлика на велосипеде. Такие велосипедные тормоза на данный момент считаются самыми распространенными на горных велосипедах начального и среднего уровней.

Ободные тормоза велосипеда

По типу крепления их подразделяют на:

  1. клещевые велотормоза (крабики), их чаще всего устанавливают на шоссейных велосипедах и некоторых детских моделях
  2. кантилеверные тормоза, практически уже не используются в силу очень слабого торможения, хотя у них и есть свои плюсы об этом чуть позже
  3. v-brake — это на данный момент самые распространенные тормоза на велосипеде, основным их конкурентом являются дисковые тормоза.
Достоинства: Недостатки:
  • низкая стоимость
  • легко ремонтируются и легко настраиваются
  • низкая нагрузка на спицы и втулку колеса, благодаря чему ниже шанс ослабить спицы и получить восьмерку
  • в плохую погоду (снег, дождь, грязь попадающие между ободом и колодкой) может существенно снизиться сила торможения
  • тормозные колодки велотормозов напрямую контактируют с ободом и со временем могут привести к его стиранию
  • довольно часто приходится менять колодки на новые, т. е. Быстрое истирание колодок
  • иногда на недорогих моделях велосипедов может привести к повреждению рамы, за счет того что во время торможения происходит раздвижение перьев рамы
  • невозможность ездить на велосипеде при малейшей восьмерке колеса, в результате чего колеса будут просто блокироваться в-брейками при вращении

V-brake чаще используют на горных велосипедах и других где присутствуют широкие покрышки. В случае с узкими покрышками, как на гоночных велосипедах часто используются клещевые тормоза.

Кантилеверные тормоза

Это устаревший тип велосипедных тормозов, так как в экстремальных ситуациях эти тормоза показывают слабую эффективность. Сейчас их монтируют на некоторых моделях циклокроссовых велосипедов, реже на дорожных велосипедах. Они конструктивно просты – два элемента подвижно закреплены в отверстиях. Привод обеспечивается наличием верхней тяги.

Достоинства: Недостатки:
  • хорошая устойчивость перед загрязнением извне;
  • тормозные колодки изнашиваются равномерно;
  • качественные модели велосипедных тормозов отличаются хорошей модуляцией;
  • экстренное торможение не провоцирует перелет велосипедиста через руль вперед.
  • невысокая эффективность торможения;
  • высокий риск не успеть в аварийной ситуации затормозить.

Эти тормоза первоначально вызывают недоумение – «неужели они действительно работают». Бюджетные модели, когда они еще не притерлись колодками, вовсе не обеспечивают торможение, этот момент требует привыкания и специфических навыков. Позже, когда колодки притрутся, тормоза функционируют терпимо.

Модели среднего класса тормозят неплохо при нормальных колодках. Но качественные варианты тормозов этого типа при новых колодках работают эффективно, а после их притирания и вовсе хорошо тормозят, сравнимо с иными ободными моделями и даже с бюджетным вариантом дисковой механики. Эффективны кантилеверные тормоза брендов Avid Shorty Ultimate либо TRP Revo X.

Клещевые тормоза

Такие типы тормозов также являются устаревшим вариантом механики, не эффективным при экстремальном катании, хотя они используются практически на любом шоссейном велосипеде. Название свидетельствует о принципе работы устройства. Функционирование происходит благодаря зажиму, словно в клещах, обода после воздействия на механизм посредством боковой тяги. Крепится тормоз одним болтом.

Достоинства этого варианта тормозов такие:

Достоинства: Недостатки:
  • обтекаемая форма;
  • простая настройка и регулировка;
  • тормоз при работе принимает всю нагрузку, разгружая вилку с рамой транспорта;
  • невозможно при экстренном нажатии на тормоз перелететь велосипедисту через руль вперед.<
  • слабая эффективность торможения, хотя тормоз и достаточно отзывчивый;
  • чувствительность к загрязнению и искривлениям обода;
  • ограниченность использования при повышенной толщине покрышки;
  • низкая эффективность при необходимости экстренно тормозить.

Сейчас клещевые системы используются лишь на шоссейных машинах, где оправданны преимущества механизма, не слишком существенны недостатки.

Отличие между качественными и дешевыми изделиями состоит в их весе, скрупулезности настройки, аэродинамике, прочности. Лучших представителей назвать сложно, хотя стоит рекомендовать бренды Sram либо Shimano.

Тормоза V-brake

Эти тормоза заменили устаревшие кантилеверы. Их конструкции схожи – разница лишь в расположении тяги. Здесь она боковая. Такой вариант механики используется на большинстве бюджетных моделей велосипедов.

Достоинства: Недостатки:
  • неплохая модуляция, приличная эффективность торможения невзирая на экстремальный вариант катания;
  • регулировки простые;
  • высокая устойчивость при «восьмерке» на ободе;
  • бюджетные модели обеспечивают нормальное торможение;
  • тормоза доступны по стоимости и наличию во всех магазинах.
  • бюджетные модели лишены возможности подводить параллельно тормозные колодки, из-за чего они неравномерно стираются;
  • дешевые модели при нормальной эффективности имеют некачественную модуляцию, поэтому тормоза функционируют по принципу стоп-кранов, провоцируя высокий риск перелета велосипедиста через руль;

Существует 2 варианта таких тормозов – традиционные модели, а также имеющие параллельный подвод тормозных колодок. Хотя первый тип намного дешевле, только некоторые изделия работают безупречно. При параллельной подводке изделия лучше тормозят, имеют приличную модуляцию, обеспечивают равномерное стирание обода и колодок. Хорошие тормоза встречаются редко, поскольку они дорогие. Тем, кому это по карману, лучше приобрести дисковые модели.

Лучшие бренды – XTR либо Shimano XT, обеспечивающие параллельный синхронный подвод колодок.

U-brake и Mini V-Brake

bmx u-brake

mini v-brake

Механизмы U-Brake монтируют на велосипедах моделей BMX. Визуально они схожи с клещевыми моделями тормозов, но крепятся по тиру кантилеверов. Достоинств и отрицательных моментов у этих моделей нет, они не слишком мощные, но используют их, учитывая совокупность качеств. Тормоза получается использовать при широких покрышках, они компактны.

Mini V-Brake – устройства, являющиеся уменьшенной копией V-Brake. У них схожие характеристики, принцип функционирования, хотя модуляция с мощностью несколько похуже. Такие системы ставят, когда решено заменить U-Brake либо кантилеверные тормоза, поскольку крепление их аналогичное. Если сравнивать с U-Brake, то Mini V-Brake обладают большей модуляцией и мощностью, а вот у кантилеверов хоть и меньше мощность, однако лучше модуляция. Хотя следует учесть, что любой Mini V-Brake тормозит хорошо. Лучшие модели – бренд TRP CX.

Ободные конструкции с гидравликой

Ободная гидравлика встречается редко, наиболее известные конструкции выпускает лишь фирма Magura. Эти тормоза аналогичны вибрейкам, обеспеченным синхронным подводом колодок, хотя усилие на механизм передается через гидравлическую систему. Это значительно повышает модуляцию, из-за чего использование системы достаточно простое. Из-за высокой стоимости такие тормозные механизмы не стали слишком популярными, поэтому их устанавливают чрезвычайно редко, обычно только по заказу.

Дисковые тормоза

Этот вариант механизма имеет две составляющих. Металлический диск, именуемый ротором. Он имеет различные диаметры, причем их увеличение сказывается на эффективности торможения, скорости охлаждения ротора. Механизм, в котором расположены тормозные колодки, зажимающие диск. Устройство именуют калипером. Оно крепится через адаптер к велосипеду. Для разных по диаметру роторов требуются и иные адаптеры.

Сами роторы монтируют на колесной втулке, чаще слева. А вот калиперы крепятся непосредственно к вилке либо велосипедной раме. Усилие на них передается через ручку тормоза посредством металлического троса либо гидравлики. Оно передается калиперу, а уже он сводит вместе колодки, прижимая их к диску, расположенному между ними. Затем начинается зажатие диска, обеспечивающее торможение.

В механических дисковых тормозах давление тормозной ручки передается по аналогии с ободными механизмами. Трос смещается при нажатии ручки, перемещая рычаг. Тот сдвигает тормозные колодки. В гидравлической конструкции тормозная ручка соединяется с калипером герметичной трубкой, заполненной внутри тормозной жидкостью либо специальным маслом. Непосредственно в ручке и возле колодок встроены цилиндры. Когда происходит нажатие на нее, они передают масляное давление, благодаря которому колодки выталкиваются.

Достоинства: Недостатки:
  • значительная тормозная мощность благодаря коэффициенту трения между металлическим диском и прижимаемыми тормозными колодками;
  • обеспечивается плавное торможение благодаря хорошей модуляции;
  • продление срока эксплуатации колес, поскольку обод не подвержен стиранию;
  • на эффективность работы не влияют погодные условия, ведь тормоза не загрязняются;
  • на работу не влияет «восьмерка» обода;
  • подстройка механизма практически не требуется, достаточно один раз его отрегулировать, чтобы он функционировал правильно и надежно;
  • дисковые тормоза функционируют при любом нагреве, даже когда они раскаляются, поэтому они эффективны в экстремальных ситуациях;
  • велосипед выглядит аккуратнее, нежели при установке ободных механизмов.
  • Цена. Даже бюджетные варианты аналогичны по стоимости с хорошими ободными тормозами. Качественная гидравлика и вовсе обойдется в приличную сумму.
  • Вес. Этот механизм тяжелее ободных тормозов. Этот аргумент заставляет многих велосипедистов отказываться от такого варианта. Когда особо не требуется мощность торможения, лишние полкило веса ощутимы при движении.
  • Сложность монтажа гидравлического привода и его настройка.
  • Серьезные требования по поводу жесткости велосипедной рамы с вилкой, хотя если эти элементы снабжены креплениями для подобных тормозов – беспокоиться нечего.
  • Повышенная нагрузка на элементы колеса.
  • Низкая ремонтопригодность, поскольку необходимы лишь оригинальные детали. Гидравлику вообще невозможно отремонтировать в условиях дальней поездки.
  • Высокая тормозная мощность провоцирует при экстренной ситуации вероятность перелета велосипедиста через руль вперед. Особенно это актуально для гидравлики.

Сейчас дисковые тормоза стали теснить на рынке практически все иные варианты механизмов. Из-за этого многие велосипедисты начали считать, что они намного лучше. Хотя дисковые конструкции действительно эффективны, но их несомненные достоинства удается ощутить лишь при экстремальном катании. Во всех иных ситуациях установка дисков является лишь маркетинговой уловкой, требованиями всеобщей унификации. Большинство велосипедов успешно эксплуатируются на ободных тормозах, хотя производители упорно стремятся перевести их на диски.

Отличия в тормозах гидравлического и механического типов

Хотя отдельно нет смысла рассматривать отличия гидравлики с механикой, поскольку принцип конструкции весьма похожий, но некоторые пункты требуют более подробного изучения.

Стоимость

Гидравлика значительно дороже механики. Если в отношении бюджетных изделий разница ощутима не слишком сильно, то для качественных моделей она отличается в разы.

Габариты

Гидравлический привод существенно облегчает конструкцию, делая ее менее громоздкой и неуклюжей.

Мощность с модуляцией

Гидравлика отличается повышенной мощностью, прекрасной модуляцией. Дисковая механика также имеет приличные параметры, но они не слишком отличаются от качественных ободных тормозов.

Сложность монтажа и регулировки

По сложности монтажа и регулировки гидравлика значительно сложнее, хотя ее впоследствии не требуется постоянно подстраивать. Этот параметр более проблематичен у механической системы, поскольку там устройство понадобится часто подстраивать при износе колодок.

Надежность и сложность выполнения ремонта

Дисковые тормоза отличаются плохой ремонтопригодностью, поскольку их запчасти практически не взаимозаменяемы. Хотя если для восстановления механики требуются лишь запасные детали, то чтобы отремонтировать гидравлику, без определенных знаний к делу приступать вовсе не следует. По надежности впереди механика, у которой даже старые модели отличаются долговечной эксплуатацией.

Поэтому стоит отметить, что гидравлика превосходит механику по техническим параметрам, но она значительно дороже и сложнее устроена. Механический же привод простой, хотя фактически мало чем превосходит качественные ободные тормоза.

Если рекомендовать конкретные модели, превосходный бренд для механики — Avid BB7. С гидравликой сложнее, поскольку одних устраивают тормоза Avid, иным подавай лишь бренд Shimano. Хотя все эти модели отлично тормозят, поэтому принципиальное отличие между ними обнаружить проблематично.

Резюме

Современные производители различных типов велосипедов сейчас стремятся не оставлять покупателям права выбора, констатируя факт: модель оборудована конкретными тормозами. Наиболее проблематичен ныне выбор в отношении дисковых механических либо гидравлических конструкций.

Хотя производители не сложили руки и постепенно начинают совершенствовать тормозные конструкции, удешевляя производство. Надеемся, что спустя несколько лет высокая стоимость дисковых механизмов сравняется с ободными, а их вес снизится. Возможно тогда исчезнут объективные причины, заставляющие искать дешевые ободные тормоза.

Кроме всего прочего разные виды тормозов ставят на разные велосипеды в зависимости от целей, которые преследует велосипедист. Так для лучшей модуляции и лучшего срабатывания тормоза в гонках по пересеченной местности конечно же больше подойдут дисковые тормоза. В условиях города может быть вполне достаточно и ножного барабанного тормоза на дорожном велосипеде, а если еще и велик с планетарной втулкой так как говорится к бабке не ходи ставь барабанный тормоз и радуйся жизни. В гонках на скоростных велосипедах отлично могут подойти простые клещевые тормоза. Для повседневной езды и в городе и по бездорожью обычному рядовому велосипедисту будет более чем достаточно ободных v-brake'ов. А вообще выбор всегда остается за вами, никто вам не помещает поставить на свой велик гидравлику и тормозить мизинцем руки)). Думайте сами и решайте тоже сами, удачи вам в выборе!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (23 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
загрузка...
Обсуждение (1)
  1. skinner:

    Я пользуюсь дисковым тормозом, но меня мягко говоря смущает то что их приходится настраивать достаточно блин часто. Единственный момент почему не перешел на ободные пока что, это то что с восьмеркой ездить не смогу. Восьмерки нет как таковой в принципе, но небольшое искривление присутствует. А вот у жены ободные и я почему-то завидую ей — тормозит как-то лучше как по мне хотя и достаточно резко

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>