Подбираем тормозные колодки для велосипеда

Тормозные колодки

23.10.13

Велосипед состоит из множества необходимых простейших механизмов, одним из которых являются колодки, – это важная составляющая тормозной системы велосипеды. Именно от них зависит качество, эффективность торможения и безопасность велосипедиста.

Тормозные колодки бывают различных типов, как для ободных тормозов (типа V-brake), так и для дисковых, основное их отличие – вид конструкции и конечно же, ценовой диапазон. Чем дороже колодки, тем они качественнее и эффективнее. Рассмотрим детально тормозные колодки для вышеуказанных типов тормозов.

Тормоза V-brake

Тормоза типа V-brake – состоят из двух рычагов, которые при нажатии на тормозную ручку сводятся к ободу с помощью натяжения тросика и за счет трения колодок о поверхность обода происходит торможение. Обычно, данный тип тормозов ставится на велосипеды начального и среднего уровня.

Колодки для тормозов V-brake бывают двух типов:

  • Тормозные колодки для велосипеда v-brake

    Одноразовые тормозные колодки для тормозов v-brake.

    Одноразовые – состоят из болта со специальными проставочными шайбами, металлической пластины, которые впаянные в резиновую составляющую. Имеют свойство быстро изнашиваться и дешевые.
  • Картриджные тормозные колодки для велосипеда

    Картриджные колодки v-brake.

    Картриджные – состоит из болта со специальными проставочными шайбами, металлической пластины и колодок-картриджей (резиновые накладки), которые снимаются и крепятся к пластине с помощью шплинта — специальная шпилька, снимается обычными плоскогубцами (на картинке указана красными стрелками). Рекомендуем, использовать трехцветные накладки, так как сделаны они из различных материалов, что позволяет добиться максимальной эффективности. Также они более износоустойчивые за счет того, что имеют большую рабочую толщину и дороже обычных одноразовых.

Колодки-картриджы и шплинты продаются зачастую комплектом. Данные колодки дороже и работают лучше в сырую погоду. Картриджные колодки являются разборными, что дает возможность менять только резиновую составляющую. Тормозные колодки бывают, как для сухой и мокрой погоды так и универсальные (всесезонные).

Снимаются тормозные колодки с помощью шплинта

Красными стрелочками указаны шплинты для снятия

Помните, что колодка, которая износилась, стирает тормозную поверхность обода и значительно убивает обод. Срок службы любой колодки можно назвать небольшим, поэтому является расходником и в большой степени срок службы зависит от стиля катания и погодных условий. Для определения степени износа колодки на ней видны четкие канавки. Если эти канавки не видны, значит колодка требует замены.

Следует отметить, что для V-brake подходят любые колодки, как картриджные, так и одноразовые.

Установка, регулировка тормозов и колодок V-brake

Последовательность действий по установке и регулировке тормозов V-brake:

  1. Прикрепите на руль тормозные ручки и отрегулируйте положение ручек с помощью шестигранника;
  2. Установить тормоза V-brake можно только на раму, которая имеет пивоты под данный тип тормоза:
    Пивоты для тормозных колодок

    На велосипеде должные быть пивоты для установки колодок.


    Перед установкой желательно смазать тонким слоем консистентной смазки посадочное место для V-brake.
  3. Перед установкой тормозов очень важно проверить колеса на предмет 8-к, так как отрегулировать колодки при дефекте обода будет очень сложно. Если с колесами все в порядке, приступаем к следующему пункту;
  4. Вставляем рычаги тормоза в пазы и закручиваем их фиксаторами с помощью шестигранника. Устанавливаем колодки на рычаги в таком положении, как показано на рисунке ниже с помощью шестигранника:
    Установка тормозных колодок

    Установка колодок на рычаги.


    Здесь очень важно не перепутать колодки, так как они разные. Каждая колодка имеет маркировку R и L, где R – правая, а L – левая.
  5. Регулируем положение колодки по отношению к ободу, прижимая рычаг с колодкой к тормозной поверхности обода, затем закручиваем фиксатор колодки.
  6. С помощью тросика натягиваем рычаги при этом, чтоб между левой и правой стороной колодки и обода осталось расстояние в 1-3 мм. Чем меньше зазор, тем сильнее тормозное усилие. Напомним, что передний тормоз должен быть мягким, а задний намного жестче.

Тормозные колодки должны прижиматься к ободу равномерно, по этому важно, чтоб расстояние слева и справа было одинаковым. Если расстояние будет разным, то снизится эффективность торможения, одна из колодок может затирать обод, в следствии чего колодки будут изнашиваться неравномерно. Чтоб этого избежать, с помощью регулировочных винтов настраиваем положение колодок, которые отвечают за натяжение пружины рычага тормоза (бывают под крестовую отвертку или под шестигранник). Если винт закручивать колодка начнет отдаляться от обода, если откручивать – приближаться за счет пружины рычага тормоза. Результат данных манипуляций – найти правильно положение колодок относительно обода. Помните, что колодка не должна задевать покрышку.

Барашек для регулировки тормозных колодок

Специальный барашек — если его закручивать, расстояние увеличится, если откручивать – уменьшится.

Расстояние колодок к ободу можно отрегулировать, крутя барашек на тормозной ручке. Если его закручивать, расстояние увеличится, если откручивать – уменьшится. Если самостоятельно не получается достичь желаемого результата, обратитесь в веломастерскую.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза на велосипед представляют собой тормозной диск или еще его называют ротор, который крепится к втулке колеса велосипеда и калипера (машинки), в которой находятся тормозные колодки. При нажатии на ручку тормоза тормозное усилие передается через тросик к колодкам, которые прижимаются к ротору и происходит, непосредственно, трение и в конечном результате торможение.

Дисковые тормозные колодки разных типов

Дисковые тормозные колодки разных типов.

Дисковые тормозные колодки используются для дисковых тормозов. Бывают различных типов и видов, например:

Они бывают органические и металлизированные. Органические дисковые колодки мягкие, за счет чего имеют небольшой ресурс и быстро стираются, однако обеспечивают хорошее сцепление тормоза. А металлизированные дисковые тормоза более твердые, так как изготовлены из металлического наполнения и являются более износоустойчивыми и обеспечивают отличное торможение на спусках.

Дисковые тормозные колодки подбирают на велосипед исходя из типа дисковых тормозов (для каждой модели тормоза соответствующие колодки). Определить, какая именно колодка нужна можно по ее внешнему виду и форме.

Установка и регулировка дисковых колодок

Последовательность действий по установке и регулировке дисковых тормозов:

  1. Прикрепите на руль тормозные ручки и отрегулируйте положение ручек с помощью шестигранника;
  2. Установите на раму в специальные дисковые крепления калипер (машинка);
  3. Установите тормозные диски (ротора) на втулку с помощью болтов (6 шт.), которые входят в комплект;
  4. Закрепите тросик в тормозную ручку, вставьте их в рубашку и с помощью имеющихся на раме направляющих проведите рубашку к калиперу;
  5. Закрепите тросик в калипер.
    Теперь самый важный момент — перед установкой новых дисковых колодок, чтоб руки были чистые, в противном случае Вы можете испортить новые колодки. Тормозные колодки для дискового тормоза оснащены пружинным механизмом, которые при торможении срабатывает.
  6. Вставляем тормозные колодки в калипер, зажимаем их шплинтом (концы загибаем, чтоб зафиксировать колодки). Затем регулируем положение тормозных колодок до тех пор, пока колодки не будут задевать ротор. Зазор между ротором и диском должен не превышать 1 мм.

После всех регулировок и настроек не забудьте проверить качество торможения и затяжку всех фиксирующих болтов.

Посмотрите еще видео о настройке и регулировке тормозов v-brake от ребят из Велошостки. Для более наглядного понимания