Трасса Тур де Франс (Le Tour de France) и протяжность этапов
0

27.01.16
трасса тур де франс

Велогонка тур де Франс

Да простит нас Ч. Айтматов за заимствование, но Тур-де-Франс — La Grande Boucle, Le Tour, Тур – действительно вступило во второе столетие своего существования еще в 2003 г. Родившись как конкурентный рекламный проект газеты L’Auto, предка современной «Экип» (в переводе на русский это означает экипаж, команда), это бойкое дитя с первых же шагов радовало своих родителей – журналистов Анри Дегранжа и Жео Лефевра. Количество проданных экземпляров газеты в 1903 г. (первый год существования Большой петли) возросло с 25 до 65 тыс. за один день, а к 1923 г. эта цифра увеличилась до полумиллиона, оставив далеко позади более старших конкурентов: гонки Париж – Брест – Париж и Бордо – Париж.

И дольше века длится Тур. Немного истории

История тур де Франс

История тур де Франс.

Первым же победителем – и первого этапа, и всей гонки – стал домашний представитель Морис Гарен, трубочист по распространенной и уважаемой тогда профессии. Призовой фонд с самого начала был весьма высоким, победители отдельных этапов и сам Морис разделили 20 тыс. «дорогих» довоенных франков. В настоящее время призовой фонд гонки составляет «смешных» по сравнению с другими соревнованиями 2 – 3 млн евро, что еще более подчеркивает уникальность, престижность и значимость Тура в мире спорта.

Кстати, забегая вперед стоит сказать, что привычный сегодня желтый цвет лидерской майки был также избран в рекламных целях. Дело в том, что L’Auto издавалась на бумаге желтого цвета и впервые лидеров в такую футболку облачили на первой послевоенной гонке 1919 г.

Сегодня Большую петлю проводит «Общество Тур де Франс», дочернее подразделение медиаиндустриального гиганта Amaury Sport Organisation. Время проведения — три июльских недели, лишь 2 раза в своей истории Тур прерывался мегакатастрофами 20 в. – Первой и Второй Мировыми войнами.

Регламент Тур де Франс

Этапы и протяженность туре де Франс 2012

Этапы и протяженность туре де Франс 2012

Хотя путь гонки и ее общая протяженность изменяются ежегодно, но она неизменно разделяется на 21 этап, каждый из которых проходит в один день. На отдых гонщикам отводится всего два дня, да и то они связаны в основном с длинными переездами, точнее, перелетами команд на старт отдельных этапов.

Финишный этап гонки начиная с 1975 г. неизменно проходит по Елисейским полям и заканчивается под Триумфальной аркой.

И, хотя, к последнему этапу уже ясно кто будет победителем в индивидуальном и командном зачете и кому достанутся отдельные майки, тем не менее накал борьбы не спадает, – «все метят в первые», перефразируя Высоцкого – выигрыш финишного этапа всегда отзывается многомиллионным телевизионным эхом, впрочем, оборачивающимся вполне материальными дензнаками и для велогонщика, и для его спонсоров.

Но иногда складывается ситуация, когда вопрос о победителе решается на заключительном этапе, как это случилось в 1987 г., тогда испанец П. Дельгадо находился всего в сорока секундах от лидера, ирландца Ст. Роша. На заключительных километрах Дельгадо «со товарищи» сумели разорвать пелетон на две группы – лидирующую, в которой был испанец, и отстающую, где «застрял» Рош, проигрывая целую минуту. Но упрямый ирландец не сдался и буквально на последних метрах догнал «беглецов», сохранив за собой лидерскую майку. Специалисты считают этот этап одним из самых ярких по накалу борьбы в целой истории Тур де Франс.

Первая гонка растянулась на 2428 км, сегодня протяженность Тур варьируется от 3 до 4 тыс. км, ну а самой длинной Большая петля была в 1926 г. – 5745 км!

В классификацию засчитывается время лишь тех гонщиков, которые пересекли финишную черту, победитель определяется по суммарному времени, затраченному на прохождение всех этапов. Но и победа на отдельных этапах считается громадным успехом для любого гонщика. Тур может выиграть велосипедист, ни разу не поднявшийся на победный этапный пьедестал, довольно редко, но такое случается. Последний по времени случай зафиксирован в анналах Тур в 1990 г., тогда это удалось сделать американцу Грегу Лемонду.

Дистанция Большой петли проходит по равнинам, предгорьям и горам, что требует от гонщиков универсального мастерства, тем не менее чаще всего вопрос о победителе гонки решается на альпийских и пиренейских заоблачных этапах. Организаторы гонки нередко заставляют велогладиаторов вскарабкиваться на высоты от 1,5 до 3,5 км, где капризная природа «приветствует» их сильным ветром, нередкими дождями, порой смешанными со снегом. А этапы, пролегающие через заоблачные перевалы, вообще не укладываются ни в одну из категорий сложности.

Индивидуальные майки

Атмосферу Тура дополняют не только битвы за победные этапные лавры и общее первенство, напряженную борьбу велосипедисты ведут в отдельных разрядах:

  • лучший спринтер – зеленая майка, вручается с 1953 г.;
  • горный король – «гороховая» (красные горошины на белом поле) футболка; само звание разыгрывается с 1933 г., но майку в цветах рекламодателя – производителя шоколада — Poulain Chocolate стали вручать лишь с 1975 г.;
  • лучший молодой велогонщик (до 25 лет) – белую майку «принца» одевают с 1975 г.;
  • самый активный велогонщик – белую майку со специальным номером (белые цифры в темно-красном прямоугольнике, расположенном в нижней части майки) начиная с 1975 г. вручает команда экспертов за неустанную активность, мерилом оценки служит участие в длительных отрывах, упорные атаки в голове пелетона и участие наибольшем количестве отрывов.

Команды

Состав команды Тинькофф-Саксо на Тур де Франс-2015.

Состав команды Тинькофф-Саксо на Тур де Франс-2015

Хотя отцы-основатели задумывали гонку как ристалище одиночек, со временем логика борьбы и внутренние законы спортивного состязания показали, что в одиночку с Большой петлей справиться невозможно и с середины 20-х гг. прошлого века гонка превратилась в командное соревнование. Вначале команды составлялись по национальному признаку, но в 60-х гг., в связи с общей профессионализацией спорта вообще, их вытеснили интернациональные по составу экипажи гонщиков-профессионалов. В настоящее время команды состоят из 9 гонщиков. Вместе с тем стали проводится общекомандный зачет (без специальных маек) и командные этапы.

«Иностранные» этапы

Несмотря на то, что основная часть гонки по-прежнему проходит по долам и горам Франции, в последнее время организаторы охотно «отдают» проведение отдельных этапов (чаще всего первых) соседям: Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембургу, Нидерландам, Швейцарии. Два раза – в 1974 и 1994 гг. – этапы проводились за Ла-Маншем, в Великобритании.

Индивидуальная гонка

Грег Лемонд и Бернар Гино - победители тур де Франс

Грег Лемонд и Бернар Гино — победители тур де Франс

Традиционно организаторы отводят 3 – 4 этапа для выяснения личных отношений. Чаще всего индивидуалка или «разделка», как называют ее гонщики, приходится на предпоследний этап, но несколько раз под разделку отводился заключительный день, правда такое осталось в прошлом.

Последний по времени заключительный индивидуальный этап состоялся 26 лет назад, когда «порубились» две мегазвезды Тур Лоран Фино, лидировавший с преимуществом в 50 сек. перед Грэгом Лемондом. Американец, непревзойденный мастер разделки, сумел опередить француза на 58 сек. и вырвал у того победу в общем зачете с самым минимальным разрывом в целой истории Тура. Отрыв победителя Г. Лемонда от второго Л. Фино составил всего 8 секунд!

И наконец зрители!

Вторая главнейшая составляющая любого спортивного зрелища – это зрители! Ежегодно вдоль трассы гонки собирается примерно 12 млн болельщиков, это самое большое количество зрителей, собирающихся на одном спортивном соревновании. К ним необходимо присоединить и 3,5 млрд телезрителей, сердца которых навсегда захлестнула Большая петля!

Видео. Тур Де Франс — 2015. ОБЗОР ВСЕХ ЭТАПОВ