Циклокросс, что это такое. Циклокроссовые велосипеды
0

26.03.15

циклокросс, что это такое. Циклокроссовые велосипеды

.

Если быть объективным, то можно с уверенностью отметить в мире стремительную смену тенденций относительно велосипедных предпочтений. Еще сравнительно недавно наблюдался повальный интерес к классической модели маунтинбайка на 26 дюймов, как среди любителей, так и профессионалов. В сегодняшних реалиях данный байк начинает заметно проигрывать 29 дюймовым моделям, которые активно используются людьми для совершения путешествий. Причем люди склонны выбрать шоссейный велосипед либо циклокроссовый вариант. В рамках данной статьи мы поговорим именно о циклокроссах, рассмотрим их особенности.


циклокроссовый велосипед или шоссер

Циклокроссовый велосипед.

Для предметного понимания того, что из себя представляет данный велосипед, необходимо дать определение дисциплине, где он находит свое прямое применение. Циклокроссом называют кольцевое спортивное состязание на максимальной дистанции 3.5 км. Весь процесс гонки длится не более 1 часа. Идеальными климатическими условиями для проведения соревнований считаются осень или ранняя зима. Надо сказать, что циклокроссовая трасса всегда имеет весьма сложную конструкцию, где обязательным условием является наличие грязи, песочных насыпей, травы, извилистых корней и препятствий, которые необходимо преодолевать на ногах. Как правило, организаторы состязаний умышленно планируют трассу, где половину пути приходится нести велосипед на себе. Однако, данная дисциплина не ограничивает спортсмена в замене велосипеда, если тот по какой-то причине вышел из строя.

Итак, с дисциплинарным применением байка мы разобрались, теперь можно перейти к непосредственному обзору циклокроссовой модели велосипеда, который интересен не только с точки зрений профессионального спортсмена, но и для простого обывателя.

Как же выглядит циклокроссовый велосипед? Надо сказать, что рассматривая циклокроссы, можно увидеть характерные сходства с другими прототипами. Следовательно, циклокросс является нечто средним между МТБ и шоссейным вариантом.

Что позаимствовал циклокросс у модели МТБ?

Во-первых, стоит отметить наличие у циклокросса более брутальных велосипедных покрышек, ширина которых составляет 30-35 см. Внушительный рисунок протектора схож с внедорожным. Как правило, производители покрышек имеют в своем ассортименте взаимозаменяемые варианты, как для МТБ, так и для циклокросса.

Педали МТБ для циклокросса

Педали МТБ.

Вторым заимствованием можно назвать велосипедные педали. Конечно, каждый волен выбирать данный аксессуар, пользуясь собственными индивидуальными предпочтениями, но надо сказать, что именно педали от МТБ получили особую популярность у циклокроссеров. Все потому, что у МТБ варианта аксессуары менее подвержены загрязнению, чем, например, у модели шоссейного велосипеда. При этом свобода выстегивания в такие педали гораздо больше.

Тормозная система МТБ считается более практичной. Известно, что в циклокроссе нашли свое практическое применение сразу два вида тормозных систем. Сочетание механических (кантилеверных) и гидравлических (дисковых) тормозов является более надежным и удачным моментом. Чего не скажешь, например, о шоссейных тормозах, где используются клещи. В экстремальных условиях, например, при попадании в механизм грязи или веток, шансы на то, что клещевые тормоза выйдут из строя гораздо выше.

Какие элементы достались циклокроссу от шоссейника?

Прежде всего, можно говорить об абсолютном сходстве диаметра колес, где используются 28 дюймовые изделия. Помимо прочего, велосипедные спицы, втулки и обода тоже имеют аналогичную конструкцию. Однако, когда на рынке появились дисковые тормоза на велосипед для ЦК, то у пользователей стал очевидно проявляться интерес к колесам от «найнеров». Стоит сказать, что скорее всего подобная тенденция будет только усиливаться. Колеса от «найнера» являются более предпочтительными, чем в сравнении с «шоссейниками», поскольку имеют весьма допустимую ширину покрышки.

руль в форме "барана" для циклокросса

Руль в форме "барана".

Вторым очевидным заимствованием является форма руля. В циклокроссе, как и у шоссейника руль выполнен в форме «барана». Впрочем, при ближайшем рассмотрении могут отмечаться и различия, которые производитель посчитал нужным реализовать в ЦК.

Рассматривая раму можно увидеть очевидную разрозненность в геометрии, но ЦК имеет аналогичную идею, которая нашла свою творческую реализацию в шоссейном варианте. По ходу обзора мы еще вернемся к раме, и рассмотрим отличия более предметно.

Еще одним очевидным заимствованием является наличие у циклокросса элемента трансмиссии, как у шоссейника. Стоит сказать, что используемое оборудование трансмиссии, зарекомендовавшее себя на моделях шоссейной группы велосипедов, успешно применяется и на ЦК. А вот МТБ варианты здесь мало используются. Есть, конечно, подобные модификации, но это реализуется лишь в рамках бюджетных моделей байков.

Настало время поговорить об отличиях ЦК от других моделей. И в центре внимания опять оказывается рама. Конструктивной особенностью данного байка предусмотрено наличие параллельной земле верхней трубы, тогда как у шоссейника можно наблюдать характерный наклон верхней балки.

На ЦК используются удлиненные перья задней рамы, что позволяет произвести установку на байк более высокую покрышку, тем самым, если сравнивать с шоссейником, расстояние между центрами колес у ЦК будет больше.

Заметна разница и между вилками велосипедов. Конструкторы специальным образом предусмотрели в проекте велосипеда момент, благодаря которому удалось сделать расстояние от вилки до ног сравнительно большим, что в итоге положительно сказалось на практике. Налипшая грязь и ветви деревьев теперь в меньшей степени мешают свободному вращению колес. При грамотном уходе за вилкой срок ее службы можно продлить в несколько раз.

кассетный механизм велосипеда

Кассетный механизм.

Возвращаясь к вопросу трансмиссии, нужно сказать, что мы хоть и упоминали о сходстве оборудования, но сделали это без учета передаточных отношений. Как правило, в циклокроссе реализуются системы с показателями 46-36, а на шоссе принято использовать вариант 52 (53) -39. Кассетный механизм у циклокросса имеет переключения с 12-28, а на шоссейнике показатели находятся в диапазоне 11-25. Здесь можно упомянуть, что на рассматриваемых моделях может использоваться однотипный компакт 50-34.

В идентичности колес тоже можно найти некоторые различия. Например, на ЦК моделях втулки имеют более практичное уплотнение, что эффективно сказывается на практическом применении байка в условиях грязи. В механизм меньше забивается мусор и оседает пыль.

Индивидуальные особенности велосипеда циклокроссовой модели

  • На отдельных моделях можно обнаружить наличие дополнительных тормозных ручек. Данный аксессуар не является обязательным, но его реализация оказывается весьма полезной при использовании прямого хвата руля руками сверху. Некоторые участки дороги эффективнее всего преодолевать, контролируя ситуацию при помощи дополнительных тормозов.
  • В моделях ЦК тросики либо прячутся в основание рамы, либо проходят над ней. Это очень удобно, поскольку спрятанные тросы не мешают велосипедисту преодолевать сложные участки дороги, перенося велосипед на плече.

Как видите, мы провели подробный сравнительный анализ физических достоинств и отличий велосипедов. Настало время предметно поговорить об отличительных особенностях велосипедов в процессе эксплуатации.

Сравнительный анализ ЦК и МТБ

К очевидным преимуществам ЦК над МТБ можно отнести скоростные характеристики байка. Сравнительный тест в условиях шоссе показательно демонстрирует, что ЦК при одинаковом уровне раскладки имеет преимущество в скорости на 3-5 км/ч. Многократно доказано, что у МТБ на пределе возможностей регистрируется скоростной показатель на уровне 30-35 км/ч, тогда как ЦК велосипед заметно добавляет в скорости на 5 км/ч больше.

К положительному моменту можно отнести и тот, что модифицированный ЦК байк весит порядка 10 кг, тогда как шоссейный вариант в подобной комплектации может дотягивать даже до 12.5 кг. Следовательно, пешие участки дистанции преодолеть с циклокроссом гораздо удобнее.

Что касается сравнения велосипедов в условиях прохождения грунтовых участков, то тут можно смело поставить знак равенства. Из практики можно отметить, что на циклокроссе неглубокие участки грязи и песка лучше всего преодолевать в скоростном режиме, разрезая грязь колесами. На МТБ варианте подобные участки лучше проходить, используя коробку передач и возможности широких покрышек, способных «грести», сохраняя устойчивость. Встречаемые на дороге неровности на циклокроссе ощутимы слабо за счет внушительного объема колес, а в моделях МТБ сцепление колес с неровностями гасится вилкой.

Из отрицательных моментов стоит упомянуть про невозможность циклокросса преодолеть глубокие песчаные заносы, извилистые корни и крутые камни. На МТБ подобное препятствие преодолеть проще, особенно если байк имеет модификацию вилки или вовсе используется велосипед для даунхилла. Человек на циклокроссе вынужден остановиться и преодолеть подобный участок дороги пешим кроссом. Как вариант, можно преодолеть его и на велосипеде, но тогда существует риск потерять преимущество в скорости прохождения трассы, и сильно устать, смягчая прохождение участка руками.

Если быть честным, то в отношении циклокросса можно отметить его меньшую маневренность, особенно в сравнении с МТБ. Технически сложный участок слабо контролируется за счет того, что руль циклокросса более узок. Резкий поворот руля может попросту привести к неконтролируемому заносу.

В качестве итоговой резолюции к данной статье хотелось бы выделить категории людей, кому циклокроссовый вариант велосипеда покажется наиболее приемлемым.

Прежде всего, абсолютную заинтересованность к ЦК проявляют профессиональные спортсмены, которые являются непосредственными участниками спортивных состязаний в данной дисциплине.

На втором месте расположились те, кто любит скоростные шоссейные прогулки или наоборот, желает почувствовать экстремальный дух, преодолевая бездорожные леса и поля. Велосипед серии ЦК позволяет насладиться подобными чувствами с полной мере.

В третьей очереди обладателей циклокроссов находятся люди, которые активно используют велосипед для поездок, например, на дачу или речку. Идеальный велосипед послужит прекрасным спутником, как на шоссейной дороге, так и в условиях умеренного бездорожья.

И, наконец, к четвертой касте можно отнести асфальтовых туристов и рандонёров.

Кому не стоит приобретать циклокроссовый велосипед?

Не рекомендуется использовать циклокросс в условиях города, поскольку данный байк имеет низкую посадку, что в реальности значительно сокращает обозреваемый угол. Кроме того, не стоит отдавать предпочтение ЦК, если вы горный турист, который планирует испытать велосипед в условиях такого бездорожья.

Видео. Применение циклокросса