Обслуживание втулки, общее устройство колеса для велосипеда
0

13.12.13
Ремонт колеса велосипеда

Станок для ремонта колес

Одной из самых важных частей велосипеда являются колеса, так как от них зависит плавность и скорость езды. Они бывают следующих размеров (диаметры обода велосипеда) — 20 (детские), 24 (подростковые велосипеды для мальчиков и девочек и для экстремальных дисциплин), 26 (горные, городские и прогулочные), 27 (шоссейные), 28 (гибридные и дорожные) и 29 дюймов велосипеды (новый стандарт горных велосипедов).

 

Устройство колеса велосипеда, его основные составные части

  • Обода – самый распространенный материал с которого делают обода – алюминий, так как они имеют хорошую прочность. По типу профиля обода можно разделить на:
    • Одностенный обод колеса велосипеда

      Одностенный обод.


      одностенные – имеет всего одну перемычку, применяются для дешевых, прогулочных велосипедов, так как при ударах может быть подвержен деформации;
    • Двухстенный обод колеса велосипеда

      Двухстенный обод.


      двухстенные – более крепкий обод за счет дополнительной перемычки, имеет хорошую жесткость и более надежный, крепкий. Применяется для горных велосипедов средней высокой ценовой категории;
    • Трехстенный обод колеса велосипеда

      Трехстенный обод.


      трехстенные – самый крепкий обод, который имеет две дополнительные перемычки и высокий профиль, что обеспечивает максимальную жесткость и прочность колеса. Используется для более экстремальной езды, например, вело-даунхилл. Такие обода, как правило, имеют высокую цену по отношению к вышеуказанным ободам.
  • Втулка переднего колеса велосипеда

    Втулка переднего колеса велосипеда.

    Втулки – самая важная составляющая часть колеса, так как от втулки зависит качество его вращения. Состоит из оси, шаров, барабана. Втулки зажимаются в дропаунтах рамы с помощью эксцентрика (специальный зажим, который легко снять без инструмента) или двух гаек на концах оси (снять можно с помощью гаечного ключа). Втулки для дисковых и ободных тормозов разные.

  • Велосипедные спицы

    Велосипедные спицы для сборки колеса.


    Спицы — служат связующим звеном обода и втулки велосипеда. При сборке колеса длинна спиц подбирается исходя из размеров втулки о обода. Материалл из которого делают спицы – алюминий, нержавеющая сталь и титан.
  • Велониппель

    Различные виды ниппелей.


    Ниппелей – составляющая часть спицы, которая связывает ее с ободом. Материал из которого делают ниппеля – алюминий, сталь и бронза
  • Защитная ободная лента

    Защитная ободная лента.


    Ободная лента (флиппер) – служит внутренней защитой камеры. При высоких нагрузках на обод спица может пробыть камеру, чтоб этого не случилось, применяют ободную ленту, которая сделана из эластичной резины. Вместо ободной ленты можно использовать обычную изоленту в несколько слоев.

Прочность колеса зависит от следующих факторов:

  • равномерного натяжения спиц;
  • качества исполнения обода;
  • качества сборки колеса;
  • устойчивости колеса при ударах (профиля);
  • количества спиц, а также материала из которого они изготовлены.

Ремонт колеса велосипеда чаще всего может понадобиться в двух случаях, не считая проколов колеса:

style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-6015870235330188"
data-ad-slot="8250234155"
data-ad-format="auto">
  • выравнивание колес (восьмерок, яиц);
  • переборка и замена смазки втулки.

При сборке колеса понадобятся следующие инструменты:

  1. станок для колес – специальный станок, который поможет с точностью собрать колесо;
  2. Спицевой ключ для выпрямления колеса

    Спицевой ключ для выпрямления колеса.


    спицевой ключ – предназначен для сборки и регулировки колес. Применяется для натяжения спиц;
  3. Зонтомер для выравнивания колеса велосипеда

    Зонтомер колеса.


    зонтомер – предназначен для симметрии обода по отношению к ободу;
  4. Тензометр

    Тензометр.


    тензометр – предназначен для измерения силы натяжения спиц на ободе. Все спицы при правильной сборке должно иметь равномерное (одинаковое) натяжение.

При сборке колеса важно подобрать необходимую длину спиц. Для того, чтобы точно подобрать спицу нужной длинны, можно воспользоваться специальным калькулятором, необходимо только сделать несколько замеров. Пример калькулятора для расчета длинны спиц:
http://www.velostyle.com.ua/spcalc.php
http://upbikes.com.ua/calculator.php

Исходя из расчетов, можно приступать к сборке колес.

Исправление «восьмерки» на ободе

Если на ободе появилась восьмерка, то ее легко исправить с помощью спицевого ключа. Восьмерка на ободе может означать, что некоторые спицы ослабились, поэтому их нужно периодически подтягивать. Для того, чтоб подтянуть ослабшую спицу производим подтягивание спицы по часовой спицы, для ослабления спицы – против часовой стрелки. Напомним, что спицевой ключ вращает только ниппель, спица остается неподвижной. Находим то место на ободе, где обод виляет, можно это делать с помощью мела и вращения шины. После обнаружения места деформации обода, одну сторону подтягиваем, другую ослабляем, при этом подтяжка пропорциональна ослаблению.

Смазка (обслуживание) втулки

Как известно, втулки бывают на насыпных подшипниках и на промподшипниках.
Обслуживание втулки следует проводить, как только Вы заметили посторонние звуки, тугость вращения шины и прочее.

  1. Обслуживание втулки на насыпных подшипниках. Менять смазку рекомендуется каждые 1000—2000 км пробега. Для того, чтоб смазать втулку колеса, необходимо снять колесо с дропаунтов велосипеда, камеру и покрышку снимать не нужно, они мешать не будут. Если Вы проводите обслуживание ремонт втулки заднего колеса велосипеда, то дополнительно понадобится хлыст для снятия кассеты и съемник кассеты.
    Инструмент для ремонта втулки заднего колеса велосипеда стелс

    инструмент для снятия втулки заднего колеса велосипеда.


    Снимаем эксцентрик, откручиваем гаечным ключом гайки, которые на оси. Затем вынимаем ось и аккуратно вытаскиваем подшипники, лучше это делать пинцетом. Тщательно моем подшипники и избавляемся от старой смазки на них (например, вайт спирит или бензин), также не забываем протереть конуса и саму ось колеса велосипеда, а также посадочное место подшипников во втулке. Важным моментом является проверить состояние подшипников, если они деформированы, то их следует заменить на новые. Также необходимо проверить саму ось на ровность, так как зачастую оси могут гнуться, чаще всего страдает именно ось заднего колеса велосипеда.После проделанных манипуляций, смазываем густой консистентной смазкой посадочное место подшипников во втулке и аккуратно один за одним ставим подшипники на места. После этого сверху смазываем подшипники для плавности вращения. Затем вставляем ось и закручиваем гайки, сильно затягивать не нужно, главное, чтоб при установке колеса оно не гуляло со стороны в сторону.
  2. Обслуживание втулки на промподшипниках. Для того, чтоб снять ось ее необходимо выбить с правой стороны (там, где барабан). Ось обычно выходит с одним из подшипников. Затем вставляем отвертку во втулку и выбиваем второй промподшипник. Снимаем барабан (крутить нужно по часовой стрелке). Протираем все посадочные места. Если промподшипник требует замены, меняем его на новый. Сборка производится в обратном порядке.

Посмотрите еще видео как делается полное техническое обслуживание заднего колеса велосипеда. Разборка, сборка всех его частей, с их обязательной последующей смазкой.

style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-6015870235330188"
data-ad-slot="5746790557"
data-ad-format="auto">