Велодорожки
0

05.02.15

велодорожка

.

У нас есть велосипедисты, но нет велодорожек. Эта истина действует практически для всех городов и стран постсоветского пространства. Вопреки логике и здравому смыслу забота о автомобилистах проявляется в ремонте старых дорог и прокладывании новых, в изменениях и совершенствовании правил дорожного движения, в регулировке движения, а вот велосипедисты остаются один на один с автотрассой или, что еще хуже, с тротуаром. Что же такое велодорожка и для чего она нужна?

Что такое велосипедная дорожка?

Велодорожкой может быть как самостоятельная дорога, так и ограниченная часть автомобильной дороги, которая предназначена исключительно для движения велосипедов. Вопрос исключительных прав велосипедистов не обсуждается: будучи монополистами на передвижение по таким трассам, они вынуждены соревноваться за право ездить по своей же дороге не только с мотоциклистами, но и с пешеходами. От основной трассы дорожка для велосипедов должна быть отделена либо специальной разметкой, либо газоном или бордюром.

Различают несколько видов велодорожек:

  • односторонняя велосипедная дорожка

    Односторонняя велодорожка.

    Односторонняя дорожка обычно располагается по обе стороны от основной автотрассы. Часто ее слегка приподнимают над уровнем дороги, чтобы усложнить нерадивым владельцам авто заезд на непредназначенную для них территорию. Такие дороги можно встретить в большинстве европейских стран, в частности – в Голландии и Дании.

ФАКТ! В США односторонняя велодорожка отделена от основной трассы не только разметкой, но и буферной зоной для большей безопасности велосипедистов.

  • двухсторонняя велосипедная дорожка

    Двухсторонняя велодорожка.

    Двухсторонняя трасса для велосипедов характерна для пригорода и междугородних трасс. Их часто совмещают с дорожкой для пешеходов, или же располагают в непосредственной близости от тротуара. Такие дороги обычно создаются при односторонних автодорогах для обеспечения безопасности как велосипедистов, так и владельцев авто. Также использование таких дорожек подходит для набережных и трасс, имеющих ответвления только с одной стороны.
  • изолированная велосипедная дорожка

    Изолированная велодорожка.

    Изолированная дорожка – это самостоятельная трасса, предназначенная только для велосипедистов и отгороженная от автотранспорта высокими бордюрами.

ФАКТ! Если в шаговой доступности от изолированной велодороги нет тротуара для пешеходов, то людям без транспорта разрешено ней пользоваться.

  • совмещенная велосипедная дорожка

    Совмещенная велодорожка.

    Совмещенная велодорожка – это особое понятие, существующее только на территории стран СНГ: для европейских стран и США велосипедными считаются только предназначенные для этого дорожки, а очерченная на тротуаре линия – это ни что иное, как попытка пустить пыль в глаза велосипедистам.

Для регулировки велосипедного движения в наших странах принята общемировая система знаков и дорожной разметки, соответствующая Конвенции 1968 года. К основным знакам относятся обозначение велосипедной и совмещенной дорожек, запрет езды на велосипедах, а также знак для автомобилистов, предупреждающий о возможном появлении велосипедистов.

Историческая справка и современность

style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-6015870235330188"
data-ad-slot="8250234155"
data-ad-format="auto">

Первые велосипедные дорожки появились во второй половине XIX века в Голландии. Для этой страны характерно большое количество велосипедов и велосипедистов, поэтому уже к 20-м годам XX века доля велотранспорта занимала 75% от общего транспортного потока этой страны.

ФАКТ! Сегодня на 1000 жителей Голландии приходится 1010 велосипедов, что говорит о неуклонном росте интереса к этому экологичному и полезному транспорту.

Кроме Голландии, XX век стал плодотворным для появления дорожек в США (Лос-Анджелес – 1900 год), Германии и Англии. Совмещенные с тротуарами велодорожки появились в Швеции и Финляндии после войны. И если 70-е годы прошли под знаком падения интереса не только к велодорожкам и их строительству, но и к велотранспорту в целом, то на рубеже веков в связи со все ухудшающейся экологической ситуацией велосипед вновь стал популярен у рядового жителя Земли, заботящегося о своей планете и своем здоровье.

Велосипедные дорожки и автомобилисты

Одной из главных проблем велосипедистов и неверно спроектированных велодорожек остаются автомобилисты. Это связано и с недостаточно четкими правилами дорожного движения, и отсутствием регулировки взаимоотношений велотранспорта и автотранспорта. В одних ситуациях велосипедист – это полноправный участник движения, в других – едва ли не пешеход.

ФАКТ! Для большинства стран постсоветского пространства проблема нерадивых водителей и использования дорожек для велосипеда не по назначению является одной из самых острых. Если, конечно, не касаться проблемы наличия самих велодорог.

Одной из сложностей при этом становится полное неприятие автолюбителями самого понятия велодорожек: эту территорию они воспринимают просто как дополнительную часть трассы, место для бесплатной парковки или комфортного обгона соседних автомашин. Для того, чтобы подобных проблем не было, специалисты рекомендуют обязательно ограждать дорожку для двухколесного транспорта от дороги для автомобилей.

Велодорожка: для велосипедистов или для пешеходов?

Одним из реальных шансов быстро и просто превратить город в царство велосипедных дорожек – это совместить их с тротуарами для пешеходов. Несмотря на то, что многие велосипедисты, равно как и пешеходы, отрицательно относятся к подобным практикам, для наших стран это единственный быстрый вариант шага навстречу велосообществу.

ФАКТ! Велосипедные дороги в городе функционируют нормально только тогда, когда они объединены в единую систему, охватывающую все районы города. Начинающиеся «ниоткуда» и заканчивающиеся «нигде» дороги – бессмысленны.

Строительство же разветвленной инфраструктуры можно счесть нецелесообразным, поскольку вряд ли в наших странах эти самые дорожки будут загружены настолько, насколько они загружены в Германии или Дании. Поэтому именно вариант смешанных дорог представляется наиболее приемлемым, тем более, что при такой организации движения велосипедисты, согласно правилам, могут выезжать на автотрассу, расположенную близ дорожки.

Возникающие же на подобных дорогах конфликты между спортсменами и пешеходами, когда то один сбивает другого, то другой не пропускает первого, являются проблемой не самой дороги или ее специфики, а особенностей характера, менталитета и психологии человека из той или иной области.

Европа и страны СНГ: различный взгляд на велодорожки

Для Европы наличие велосипедной дорожки в городе – нормальное и привычное явление, для наших же стран – это исключение из правил. Да и сравнивать «наши» с «их» никак нельзя: если и можно найти в Москве, Киеве или Минске дорогу для велотранспорта, то она будет чрезвычайно короткой и ограниченной. Пересечь на своем велосипеде весь город по предназначенной для этого дорожке практически невозможно.

В европейских странах велосипедные дорожки представляют собой разветвленную сеть дорог, окутывающих всю страну. Голландия, Швеция, Дания, Германия – эти страны не только значительно превосходят наши по экономическому развитию, но и могут похвастаться разветвленной сетью велосипедных дорог, самой известной из которых является знаменитая Рейнская дорога протяженностью более 1200 км, проходящая через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

ФАКТ! В Копенгагене общая протяженность велодорожек составляет 350 км, в Хельсинки – 700 км, тогда как в Москве, к примеру, суммарно не более 18 км.

Специалисты связывают отсутствие интереса к передвижению на велосипедах в странах СНГ с отсутствием дорог и достаточного уровня безопасности для велосипедистов. При этом чиновники отмечают, что велодороги не строятся потому, что нет велосипедистов. Своеобразный замкнутый круг делает невозможным как полноценное развитие велосипедного движения в наших странах, так и скорое появление необходимой инфраструктуры.

Неутешительный итог вовсе в пользу наших стран: для нашего человека велосипед – признак несостоятельности, ездить не двухколесном не стесняются разве что студенты и бабушки в деревнях. Печальная тенденция свидетельствует о том, что развитие дорог в частности и велосипедного движения в целом, находится в зачаточном состоянии. Заядлые велосипедисты отправляются в европейские страны за ровными и приятными дорогами, за чистым воздухом и положительными эмоциями от путешествий.

Видео. Велосипедная дорожка в городе Пезаро

style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-6015870235330188"
data-ad-slot="5746790557"
data-ad-format="auto">