Велосипед Турист
12

19.08.14

дорожный велосипед ХВЗ "Турист"

.

Харьковский велосипедный завод, сокращенно называемый ХВЗ, был основан еще в 1923 году. Он считался главным среди производителей столь удобного средства передвижения.

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

Знакомство с «Туристом»

дорожный велосипед ХВЗ "Турист"

Велосипед "Турист".

Особой популярностью пользовались велосипеды «Турист» в советские времена. ХВЗ считается основоположником производства спортивно-туристических и дорожно-туристических велосипедов. Этот продукт был доступен многим среди желающих окунуться в мир велосипедного туризма. Такому развитию событий, помимо технических характеристик, поспособствовала и цена товара.

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-31

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-32

Велосипед ХВЗ «Турист» В-32.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Турист" В-33

Велосипед ХВЗ «Турист» В-33.

Историю производства байка для туристических поездок разделяют условно на два этапа. Первый, когда создавались велосипеды с механизмом свободного хода. Тогда велосипедный завод Харькова выпустил только три модели: В-31, В-32, В-33. Велосипеды появлялись на рынках небольшими партиями. И теперь очень сложно найти самые первые модели. Так, например, В-31 встречался всего лишь в нескольких экземплярах. Производство было заморожено, так как велосипед имел ограниченную функциональность, среди которых нужно выделить одну скорость передачи.

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь. А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.

велосипед для туристических поездок ХВЗ "Спутник" В-34

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34.

Почитая космические достижения СССР, было принято решение дать другое название следующей модели велосипедов. С тех пор новенький В-34 назывался «Спутник». Здесь последовала череда изменений:

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Спортивно-туристические велосипеды

велосипед для туристических поездок ХВЗ 153-411

Велосипед ХВЗ 153-411.

велосипед для туристических поездок ХВЗ 153-421

Велосипед ХВЗ 153-421.

В 1977 году вновь возвратилось название «Турист». После перерыва решено было создать новую модель велосипедов 153-411, которая практически полностью копировала «Спорт» 542-01. Затем появилась модель 153- 421, которая потерпела неудачу. Это проявлялось в низком качестве материалов. Так, например, рама, втулки, вынос и задний переключатель стали изготавливать из алюминия. В целом, модель признали бракованной. Выпускалась эта серия до 1987 года.

Какими характеристиками обладали первые «Туристы»

Рассмотрим, чем оснащен типичный дорожно-туристический велосипед. А именно, такие серии, как В-31, В-32, В-33.

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела закрытый тип, высоту — 560 мм;
  • База — 1090 мм;
  • Руль изготавливался из стали. Мог быть как спортивного, так и дорожного типа;
  • Колеса. Обода коробчатые из алюминиевого сплава. Размер шин –32×622 мм;
  • Седла в одних партиях были жесткими. А в других встречались мягкие;
  • Педали были облегчённые. Имели литый корпус;
  • Вилка из стальных труб, закрытая;
  • Втулка заднего колеса трещоткой на 3 звезды, бестормозная;
  • Количество зубьев на задних звездах — 6, 20, 24; а на передних — 48;
  • Количество передач – 3;
  • Тормоза — передние клещевые;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Дополнительное снаряжение: звонок, багажник, велосипедная фара, сумка для хранения инструментов. В некоторых моделях встречался задний фонарь. Приятным дополнением всегда был насос со шлангом, который в нужную минуту под рукой;
  • Вес велосипеда -14,0 кг.

Технические характеристики «Старт-Шоссе». Модель 155-411

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела улучшенную конструкцию, состоящую из тонких труб. Высота минимум 520 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 995 – 1025 мм;
  • Руль изготавливался из дюралюминия. Спортивного типа, с удлиненным выносом;
  • Колеса. Материал — дюралюминий. Размер шин – 600×27 мм;
  • Спицы стальные, редуцированные;
  • Тормоза улучшенные;
  • Седло изготовлено из полужесткого каркаса. В данной модели встречалось исключительно жесткое покрытие. Материал — пластик;
  • Педали изготавливались из стали. Тип — челночный;
  • Передняя вилка имела новую геометрию. Материал — легированная сталь;
  • Втулка заднего колеса с четырехступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • 10 передач;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Количество зубьев на задних звездах – встречалось три варианта, в зависимости от партии;
  • Втулка задняя – с пятиступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • Вес — 10,5 кг;

«Турист» 153 — 421

  • Рама состояла из тонких труб. Высота минимум 546 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 1060 мм;
  • Руль изготавливался из стали или алюминия. Тип — дорожный;
  • Колеса не отличались от своих предшествующих моделей. Имели облегченные щитки. Размер шин – 622×32 мм. Тип — бортовые;
  • Спицы изготовлены из стали. Резьба на них 2,1×0,4 мм;
  • Тормоза кантилеверные, ободные;
  • Седло изготавливалось из полужесткого каркаса. Материал мягкого покрытия — кожзаменитель;
  • Педали. Материал – сталь. Тип как в предшествующих моделях;
  • Передняя вилка, втулка заднего колеса и цепь остались неизменными;
  • 4 передачи;
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 22 и 24, а на передних — 51;
  • Дополнительное снаряжение: багажник, подрамная сумка для хранения инструментов, подножка. Желтые боковые и красные передние катафоты. Всегда в комплект входил насос. Реже встречались фары и генератор электричества;
  • Вес велосипеда 14,5 кг.

Новая жизнь старого байка

Что можно изменить в стареньком велосипеде? Многие опытные райдеры понимают, что в некоторых случаях проще купить модель советского производства и оборудовать ее новыми деталями.

Так, например, легко можно модернизировать систему (шатуны со звездами). После этой замены будет намного проще ехать по подъемам. Но обязательно тогда должна произойти смена цепи. Можно выбрать импортную цепь на 5/6 или 7/8 скоростей различных фирм.

Задние втулки «Туристов» имеют примитивную защиту от воды и грязи. Отсюда следует, что разборка ее неизбежна при интенсивной и частой езде. Велосипедисты советуют выбирать втулки от зарубежных производителей.

Выбирая задние переключатели, можно остановиться на том же ХВЗ. Независимо от того, что их считают весьма примитивными, качество не уступает другим модным фирмам. Если речь пойдет об установке трещотки или кассеты с большой задней звездой, то здесь уже не обойтись без зарубежных переключателей.

Принимаясь за модернизацию ободов, следует помнить, что экономия здесь лишняя. Хорошими могут стать двойные, импортного качества. К «Туристу» прекрасно подойдут обода шириной 18 — 21 мм.

Дополнительный тюнинг

Очень популярной и доступной является светодиодная подсветка колес велосипеда. Только представьте, как в ночное время райдер сможет блистать среди друзей своими огнями. Главное, что это можно внедрить в любой байк, независимо от модели или фирмы производителя.

Еще смело можно купить новое седло или современные тормозные ручки.

Не исключено экспериментирование с сигнальным звонком. Сейчас на велосипедном рынке много их разновидностей. На любой вкус. Некоторые умудряются обвесить байк своего руля со всех сторон нестандартными звонками.

Многие любят, чтобы велосипед отражал в вечернее время. Что можно придумать, если нет времени или возможности встраивать светодиодную подсветку? Для таких случаев придумана отражающая пленка. Чаще всего ее клеят на раму и обода.

Спицы также можно модернизировать различными обмотками, наклейками или вставками.

Некоторые любят вешать «номера» на байк в виде собственного имени. Обычно они крепятся сзади на сидение или впереди на руль. Такие «номера» можно приобрести в специализированных магазинах или же изготовить самим с применением ламинирования.

Вариантов тюнинга множество. Все зависит от желания и фантазии райдера. Как выяснилось, можно изменить цвет рамы, установить современное седло, заменить шины, прикрепить багажник и держатель для воды.

Кто-то меняет только внешние детали, не влияющие на качество езды, а кто-то очень углубляется в процесс. И от старенького «Туриста» остается только прочная основа.

Где найти запчасти к советским велосипедам?

Все необходимые детали и запчасти продаются в специализированных магазинах, некоторые придется заказать через интернет. Конечно, не факт, что сразу подберутся детали к старенькому байку. Но многие новые запчасти подходят к советским велосипедам. Желая получить качественные детали, выбирают зарубежного производителя. А для любителей раритета все еще существует барахолка. Там, возможно, встретятся запчасти от советских велосипедов производства ХВЗ.

Я очень хочу приобрести такой велосипед

Современный «Турист» производства ХВЗ стоит примерно 75–90$. Если хочется приобрести именно советского качества байк, то следует подумать о приобретении с рук. Некоторые люди продают настоящие раритеты, без каких-либо модернизаций. При этом, цена их не особо ниже. Иногда даже выше. Все оттого, что качество сборки велосипедов говорит само за себя.

Особые ценители байков продают усовершенствованные и модернизированные старые модели «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе», «Спутника» или «Туриста». Их цена может достигать 115–120$.

Стоимость зависит от того, как велосипед сохранился, какие детали заменены, как часто использовался и, наверное, насколько он дорог своему хозяину. Ведь настоящий ценитель велосипедного искусства никогда не продаст своего стального друга.

Видео. ХВЗ «Турист» В-33 1956г.