Top.Mail.Ru
Velosipedinfo.ru  —  Интересное  —  Популярные модели велосипедов Советского Союза

Популярные модели велосипедов Советского Союза

13.05.20

Двухколесные и трехколесные велосипеды в СССР выпускались на многих заводах, т.к. это средство передвижения было очень популярным.

Велосипед СССР

Некоторые модели, выпущенные в те времена, служат своим хозяевам и сейчас. Кроме того, их коллекционируют люди, увлеченные историей СССР и велоспорта.

История производства велосипедов в Советском Союзе

Велосипеды стали популярными на территории России еще до 1917 года, но тогда они были доступны только самым обеспеченным слоям населения. После Октябрьской революции интерес к этому средству передвижения не исчез, поэтому правительство приняло решение наладить его серийный выпуск для обеспечения нужд трудящихся.

Завод в Харькове продемонстрировал свои образцы уже в 1923 г. В дальнейшем выпуск велосипедов был налажен в Москве, Минске, Пензе и других крупных промышленных центрах СССР. До конца 20 в. было разработано более 1200 моделей.

Харьковский велосипедный завод

Датой основания Харьковского велосипедного завода считается 3 ноября 1923 г. Первыми рабочими стали практиканты, эвакуировавшиеся из Риги. Уже в 1924 г., несмотря на низкое техническое обеспечение, было выпущено около 1000 изделий.

Разработка моделей и выпуск продукции были приостановлены в 1941 г., когда завод эвакуировали в Бухару и переориентировали под нужды военных. Работа была возобновлена в 1945 г.

Харьковский велосипедный завод имени Петровского Г.И. и сейчас выпускает качественную продукцию. За весь период существования на нем было разработано и налажено производство более 80 моделей, предназначенных для детей, взрослых, подростков.

Московский велозавод

Московский велозавод «Мосприбор» был основан в 1929 г. Самостоятельной организацией он был до 1965 г., а 26 марта 1973 г. включен в состав ЦНИИ «Комета». Станки и оборудование для него были закуплены в Англии. Официально работа началась 10 мая 1933 г., но первые 180 экземпляров были выпущены в 1932 г. Велосипеды на этом заводе выпускаются и сейчас.

Велозавод

Минский мотоциклетно-велосипедный завод

ММВЗ был основан 6 ноября 1945 г., но только в декабре из Германии вывезли необходимое оборудование с демонтированного предприятия DKW, участвовавшего в производстве вооружений для вермахта. В мае 1946 г. завод в Минске начал работу, а в июне 1947 г. были выпущены первые 10 экземпляров. Они прошли тщательные испытания и после устранения мелких недочетов были одобрены к массовому производству.

Первым велосипедом, выпускавшимся в Минске, стал В-16. В 50-е гг. была разработана линейка подростковых аппаратов, в т.ч. «Ласточка» и «Орленок», о которых мечтал почти каждый ребенок в СССР. Немного позже запустилось производство мужской серии «Минск».

Уже в 1951 г. произошло перепрофилирование завода и начался выпуск мотоцикла «Москва». За весь период работы конструкторы разработали более 15 моделей, которые были длительное время востребованы потребителями на рынке. Однако начиная с 2000 г. предприятие стало приходить в упадок, поэтому выпуск конкурентной продукции замедлился. В 2018 г. велозавод был объявлен банкротом.

Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции

Датой основания этого предприятия считается 14 июня 1939 г., когда был утвержден устав «Государственного завода № 260». В 1977 г. он получил новое название — Пермский машиностроительный завод им. Октябрьской революции, а затем, в 1991 г., стал ОАО «Велта».

К наиболее востребованным моделям, разработанным на базе предприятия, относились:

  1. «Прогресс».
  2. «Урал».
  3. «Кама».
  4. «Салют».
Они выпускались большими партиями. Всего в Перми было разработано около 25 моделей. С 2005—2006 гг. завод не функционирует.

Велосипед Урал

Особенности велосипедов советского времени

Велосипеды, выпускавшиеся в СССР, отличались простотой линий и высоким качеством. При их изготовлении использовались материалы, которые обеспечивали длительную работоспособность и были в достаточной степени защищены от влияния коррозийных процессов.

Рама у взрослых велосипедов могла быть закрытой, открытой или выпуклой. Шоссейные варианты в большинстве случаев были намного легче синглспидов, произведенных в других странах. Этому способствовала прямая рама.

Односкоростные модели чаще имели открытую раму, реже — выпуклую. Они отличались тонкостью линий и легкостью. Такие велосипеды всегда оснащались крыльями. Эти элементы стали обязательными и для гоночных, и для городских моделей. Размер колес у взрослых и подростковых варьировался от 20 до 28 дюймов.

На большинство советских велосипедов устанавливали простой, но эффективный барабанный тормоз, для активации которого педалями нужно было двигать назад. Только на отдельные гоночные модели монтировался тормоз типа V-brake. Велосипеды, выпускавшиеся в СССР, отличались и размером задней звезды.

Редкие модели имели вспомогательные аксессуары. Нечасто можно было встретить подножку, облегчающую процесс парковки. Не все модели оснащались задней или передней корзиной. Нередко в комплекте отсутствовали светоотражатели.

Велосипед односкоростной

Трехколесные велосипеды для детей

На заводах СССР выпускали более 50 моделей трехколесных и двухколесных велосипедов для детей разного возраста. Они имели яркий окрас и даже оснащались деталями из пластика, который длительное время был дефицитным. При этом у них была схожая конструкция. Самые простые трехколесные велосипеды отличались большой устойчивостью и безопасностью даже для детей детсадовского возраста.

Трехколесные модели имели заднюю осевую балку и жесткое крепление колес. Педали устанавливались на переднее колесо. Задние колеса были намного меньшего диаметра. Шины изготавливались из цельной резины. У большинства трехколесных моделей не регулировалась высота руля и сиденья.

Двухколесные велосипеды для детей школьного возраста часто имели в комплекте съемные вспомогательные колеса, помогающие освоить такую езду и научиться удерживать равновесие без падений. Следует рассмотреть наиболее востребованные детские велосипеды, которые производились в СССР.

«Малыш»

«Малыш» был первым велосипедом у многих советских ребят. Он предназначался для детей от 1 до 3 лет. Его конструкция была предельно проста. Задние колеса фиксировались на одной трубке, к середине которой крепилась рама, изогнутая дугой. Самое большое переднее колесо оснащалось педалями. Сиденье фиксировалось непосредственно к раме. Эта модель была удобна для прогулок по ровной асфальтированной поверхности. «Малыш» выпускается и сейчас, но его дизайн немного изменился.

Велосипед Малыш

Спарите/Стрекоза

Выпуск этой модели начат в 1974 г. в городе Даугавпилс Латвийской СССР. Она предназначалась для экспорта, поэтому на прилавках детских магазинов СССР встречалась редко. Велосипед насчитывал 3 колеса с дисками золотистого цвета. Корпус окрашивался красной эмалью.

В этой модели педали крепились не к переднему колесу, имелась цепная передача. Это увеличивало скорость передвижения и упрощало управление. Ведущее колесо защищалось крылом. Велосипед предназначался для ребят 3-5 лет. Высота сиденья и руля регулировались. Эта модель выпускается и сейчас.

Велосипед-трансформер «Ветерок»

«Ветерок» — это трансформер, выпускавшийся в 1950-х гг. 20 в. Его можно было использовать и как трех- , и как двухколесный велосипед. Сиденье и руль «Ветерка» регулировались. Остов и вилка штамповались из стали. Велосипед имел колеса, диаметр которых составлял 24 дюйма. Покрышки выполнялись из плотной резины. Модель имела простой барабанный тормоз. Этот велосипед подходил детям старше 3 лет.

Советские детские и подростковые велосипеды

На заводах СССР был налажен выпуск более 100 моделей для детей младшего и старшего школьного возраста. Большинство из них оснащались регулируемым сиденьем и рулем. Это позволяло подстраивать высоту под увеличивающийся рост ребенка и продлевать срок использования велосипеда.

«Мишка»

«Мишка» был разработан специально для детей 5-7 лет. Модель выпускалась на заводе в Саранске. Рама имела глубокий прогиб. Педали соединялись цепной передачей с задним колесом. Тормоз на этом велосипеде был барабанным. Диаметр колес составлял 12 дюймов. Ободья изготавливались из прочной стали, пневматические шины — из резины. Сиденье на «Мишке» было мягкое. Его оббивали поролоном и дерматином.

Велосипед Мишка

«Зайка-Люкс»

Эта модель выпускалась Львовским мотозаводом. Она предназначалась для детей 4-7 лет и комплектовалась удобным пластмассовым сиденьем со спинкой. Ободья колес выполнялись из стали. Тормоз был барабанного типа. Втулка заднего колеса имела свободный ход. Колеса оснащались крыльями. В комплект входили сигнальный рожок, съемные опорные ролики, декоративная фара, пластина для защиты цепи, багажник из труб и т.д.

«Дружок»

«Дружок» — это двухколесный детский велосипед, оснащавшийся складной рамой из стали. У него были жесткая вилка, высокая рулевая колонка и 14-дюймовые колеса. Шины выполнялись из резины. Колеса прикрывались крыльями.

Тормоз на модели был клещевого типа. Он устанавливался на заднем колесе. В комплект входил звонок. Модель предназначалась для детей 3-5 лет. Она хорошо подходила для освоения техники езды, т.к. была оснащена устойчивыми вспомогательными колесами.

«Рябинка»

«Рябинка» — это подростковая модель, выпускавшаяся на Атигском заводе. Вилка велосипеда была спаяна из стальных труб. Рама у него была открытого типа. Втулка, расположенная в заднем колесе, включала барабанный тормоз. Ободья изготавливались из стали. Шины имели размер 37Х533 мм. Масса велосипеда составляла 12,3 кг. Седло оснащалось полужестким каркасом, покрытым поролоном и дерматином.

Велосипед "Рябинка"

Модель комплектовалась проволочным багажником, звонком и подседельной сумкой с минимальным набором инструментов. На заднем крыле предусматривался светоотражатель красного цвета, а на переднем — белого. В комплекте присутствовали щиток для цепи, насос и шланг.

«Бабочка»

«Бабочка» — двухколесная модель для детей 4-7 лет. Выпуск этого велосипеда был налажен в г. Узловая Тульской области. Вилка и рама сваривались из труб. Диаметр колес составлял 12 дюймов. Ободья были стальными, а шины — пневматическими, изготовленными из резины.

Сиденье выполнялось из пластика. Присутствовали и передний ручной, и задний барабанный тормоза. Оба колеса прикрывались крыльями. Педали связывались с задней звездочкой цепной передачей. В комплекте присутствовали опорные ролики, укороченный щит для цепи и звонок. «Бабочка» оснащалась небольшим багажником.

С открытой рамой «Дубиса»

Эту модель выпускал Шуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас». «Дубиса» предназначалась для подростков старше 10 лет. Передняя вилка спаивалась из стальных труб конической формы. Рама была открытой, с низко расположенной трубой. Ободья колес выполнялись из прочной стали. Модель оснащалась ручным клещевым и барабанным тормозами.

Сиденье отличалось удобной формой. Оно имело полужесткий каркас, покрытый толстым поролоном и дерматином. Колеса прикрывались крыльями, а цепной привод — щитком. В комплекте с велосипедом поставлялись фара и генератор, насос, светоотражатели, зеркало заднего вида для руля, проволочный багажник и подседельная сумка. Его вес составлял 12,3 кг.

«Кросс»

«Кросс» выпускался в Саранске. Он был предназначен для участия в спортивных играх подростков 7-11 лет. Велосипед комплектовался шинами пневматического типа. Их размер составлял 40×406 мм. В зависимости от модели тормоза могли быть как клещевого, так и барабанного типа. Сиденье оснащалось мягкой обивкой и покрытием из дерматина. На верхней трубе присутствовала мягкая защита. В комплекте были светоотражатели и крылья на оба колеса. Багажник не поставлялся. Масса велосипеда составляла 12 кг.

Велосипед Кросс

С разборной рамой «Вента»

«Вента» относилась к классу дорожных велосипедов для детей и подростков 8-15 лет. Модель выпускалась в Шяуляе. Особенностью «Венты» являлась рама, оснащенная узлом разъема, позволяющим быстро разбирать ее. Передняя вилка выполнялась из стальной трубы, имеющей круглое сечение. Втулка имела свободный ход.

Модель оснащалась тормозами барабанного и кантилеверного типов. Пружинный каркас сиденья покрывался поролоном и кожзаменителем. Цепь прикрывалась щитком, а колеса — крыльями. Дополнительно модель комплектовалась генератором, фарой, светоотражателями, звонком, насосом и подседельной сумкой с минимальным набором инструментов.

«Школьник»

Подростковый велосипед «Школьник» выпускался в 2 модификациях: для мальчиков и девочек старше 10 лет. Производство было налажено на Горьковском велосипедном заводе. Шины имели размер 445Х30 мм, диаметр колес — 510 мм. На велосипеде устанавливался простой тормоз барабанного типа. Сидение выполнялось из пластика. Колеса прикрывались крыльями. Цепь защищалась металлической пластиной. Вес велосипеда составлял 9,5 кг.

Велосипед "Школьник"

Велосипеды СССР для спортивной езды

Большинство велосипедных заводов в СССР выпускали не только простые детские, подростковые и взрослые модели, но и спортивные варианты, разработанные в т.ч. для участия в разных соревнованиях и для активных тренировок спортсменов. Они были легкими и имели некоторые конструкционные особенности.

«Чемпион»

«Чемпион» на протяжении длительного времени выпускался в Харькове. Он разрабатывался для участия в спортивных соревнованиях. Эта модель отличалась нестандартной геометрией рамы, способствующей увеличению ее жесткости. Велосипед оснащался передней вилкой с увеличенным радиусом изгиба перьев, способствовавших повышению упругости конструкции.

На этой модели устанавливался переключатель передач параллельного типа, который тогда был новой конструкцией. Задняя втулка не оснащалась тормозом, но на ней закреплялась пятиступенчатая трещотка. Сиденье отличалось улучшенной формой и мягким покрытием. Руль был выносного типа. Вес велосипеда без дополнительных аксессуаров составлял 10,5 кг.

Велосипед "Чемпион"

«Москва 80»

«Москва 80» — это модель, разработанная специально для шоссейных гонок. Ее создавали в Харькове для подготовки и участия спортсменов в Московской Олимпиаде. Была проделана большая работа, но советская команда на соревнованиях так и не выступила.

Для снижения веса конструкции использовались легкие титановые и алюминиевые сплавы. Руль из алюминия был с удлиненным выносом. Рама выполнялась из легированной стали. Использовались трубы с разной толщиной стенок. Шатуны, каретка и спицы изготавливались из титана. Втулка имела свободный ход и оснащалась трещоткой. У сиденья были стальной каркас и пластмассовое покрытие. Вес велосипеда составлял всего 8,5 кг.

«Рекорд»

«Рекорд» — это спортивно-трековая модель, которая производилась в Харькове в нескольких модификациях. Велосипед предназначался для участия в гонках. Он отличался специфической геометрией рамы, выполненной из стальных тонкостенных труб. Руль шоссейного типа имел удлиненный вынос.

Велосипед Рекорд

Ободья имели небольшой вес, т.к. изготавливались из особого сплава алюминия и дюраля. Спицы в средней части имели уменьшенный диаметр. Педали были челночными. Сиденье велосипеда имело жесткий каркас из стали и пластиковое покрытие. Вес модели составлял всего 8,5 кг.

«Спринт»

«Спринт» — это еще одна спортивно-трековая модель, выпускавшаяся в Харькове. Разрабатывался он специально для участия в гонках и модифицировался под каждого спортсмена. Рама обладала улучшенной геометрией. Изготавливалась она из тонкостенных труб.

Передняя и задняя втулки на этом велосипеде были цельноточеными. Передняя звезда и шатуны выполнялись из дюралюминия. На модель устанавливались педали челночного типа и удобное сиденье со стальным каркасом и пластиковым покрытием. Вес аппарата составлял 8,6 кг.

«Метеор В-68И»

Этот велосипед был разработан на базе Харьковского завода. Он предназначался для тренировок профессиональных спортсменов. Его рама имела улучшенную форму. Выполнялась она из тонкостенных стальных трубок и окрашивалась эмалями разных цветов.

Ободья выполнялись из дюралюминия. Укороченные спицы в средней части имели уменьшенный диаметр. Руль изготавливался из алюминия. Метеор В-68И комплектовался стальными педалями челночного типа. У сиденья были жесткий каркас и пластиковое покрытие. Вес модели без дополнительных принадлежностей составлял 8,7 кг.

«Тахион»

Тахион — это трековая модель, которую выпускал Харьковский завод. Она была создана для подготовки спортсменов к соревнованиям и выпускалась в период с 1981 по 1992 гг. Рама изготавливалась из труб, произведенных в Японии или Италии, ободья — из алюминиевого сплава, а спицы — из титана. Цепь для велосипеда поставлялась из Франции, а сиденье — из Италии. На модель устанавливались шины 600Х24 мм и легкий алюминиевый руль. Вес модели составлял 8,7 кг.

Велосипед Тахион

«Спорт»

«Спорт» — это еще одна трековая модель, разработанная в Харькове. Рама у нее была закрытая. Она выполнялась из стали. Руль на «Спорте» изготавливался из алюминия. Велосипед комплектовался втулочно-роликовой цепью. Задняя и передняя звезды были алюминиевыми.

Сиденье имело жесткий каркас и легкое пластмассовое покрытие. На модель устанавливались челночные педали, изготовленные из алюминия. На этот велосипед не монтировались крылья и защитный щиток на цепную передачу. Размер установленных шин — 600Х20 мм. Вес модели составлял 7,8 кг.

«Тандем»

Велосипеды «Тандем» изготавливались в Харькове по спецзаказу ограниченными партиями. Эта модификация создавалась специально для тренировок спортсменов при подготовке к трековым заездам в парном разряде. Рама имела жесткую конструкцию, сваренную из стальных труб. Она оснащалась 2 каретками. Подседельная задняя труба имела изогнутую форму.

На модели присутствовали ведомая и ведущая звезды задней цепи. Спицы выполнялись из стали. Передняя цепь имела натяжение эксцентрикового типа. Она фиксировалась на передней каретке. Эта модель комплектовалась педалями челночного типа, изготовленными из стали. Велосипед оснащался основным и вспомогательным рулями. Сиденья были узкими. Они имели стальной каркас и легкое пластиковое покрытие.

Велосипед "Тандем"

«Чемпион В 551»

Модель «Чемпион В511» выпускалась в Харькове с 1957 по 1963 гг. Она была предназначена для тренировок. Рама имела измененную геометрию, увеличивающую ее жесткость. На передней вилке увеличился радиус изгиба перьев для повышения упругости. Задняя втулка не оснащалась тормозным барабаном, но была сцеплена с пятиступенчатой трещоткой. На велосипеде устанавливалось улучшенное сиденье с мягкой обивкой.

Модель оснащалась переключателем передач параллельного типа. Фиксация колес выполнялась быстродействующим эксцентриковым зажимом. Манетки располагались на торцах руля.

Призовой велосипед «Золотые колеса»

«Золотой велосипед» — это модель, которая выдавалась победителям в гонке Харьковского велоклуба. Рама велосипеда изготавливалась из труб. Она была окрашена желтой краской. В комплекте шли шины золотистого цвета. Руль выполнялся из алюминия. На этом спортивном велосипеде отсутствовали защитный щиток для цепи и крылья.

Городские дорожные велосипеды советского времени

Особой популярностью в советский период пользовались дорожные варианты. Все велосипедные заводы выпускали много моделей такого назначения для мужчин, женщин и подростков. Они отличались простой и надежной конструкцией, поэтому были долговечны и удобны в использовании. Наиболее востребованные советские городские велосипеды следует рассмотреть подробнее.

«Орленок» и «Ласточка»

«Орленок» и «Ласточка» — это модели, предназначенные для мальчиков и девочек старше 7 лет. Основой для их создания стали довоенные немецкие образцы. Сначала эти велосипеды производились в Минске. В дальнейшем их сборку перенесли в Шяуляй, где выпуск продолжался до 1978 г. В дальнейшем модели подверглись модификации.

«Ласточка» и «Орленок» различались геометрией рамы. В модели для девочек она была открытой, а для мальчиков — закрытой. Рулевой узел и передняя втулка выполнялись из стали. Велосипеды имели одну скорость и оснащались задним барабанным тормозом. Диаметр колес составлял 24 дюйма. Их ободья выполнялись из стали. На велосипедах присутствовал укороченный щиток для цепи. В комплект входили набор инструментов, подседельная сумка, насос. На «Орленке» устанавливался багажник.

Велосипед "Орленок"

«Турист»

«Турист» — это дорожно-туристический велосипед для мужчин. Существовало несколько его модификаций. Массовое производство модели было начато в Харькове в 1949 г. Этот велосипед имел прочную закрытую раму. Руль в зависимости от модификации мог быть как спортивного, так и дорожного типа.

Чаще «Турист» выпускался с простым барабанным тормозом. Это крайне удобно при непродолжительных прогулках. Однако некоторые модификации для скоростной езды имели ручные клещевые тормоза. Последние варианты «Туриста» выпускались с трехскоростной трансмиссией.

«Харьков»/«Прогресс»

Этот велосипед в период с 1948 по 1950 гг. выпускался под названием «Харьков». Затем модель переименовали в «Прогресс». Сначала производство было налажено в Харькове, но затем перенесено в Москву.

Велосипед Прогресс

Велосипед имел прочную закрытую раму, простой поворотный руль и жесткое сиденье с пружинной амортизацией. Диаметр шин составлял 622Х40 мм. Дополнительно модель комплектовалась багажником, подседельной сумкой и минимальным набором инструментов. Вес велосипеда без дополнительных принадлежностей составлял 16,5 кг.

ЗИЧ-1

Выпуск модели «ЗИЧ-1» был налажен на заводе им. Чкалова в Новосибирске. Производство начали в 1946 г. На модель устанавливалась прочная закрытая рама, изготовленная из стали. Колеса прикрывались прочными металлическими крыльями. Руль был спортивного типа. Цепь защищалась щитком.

На крыле переднего колеса устанавливалась фара. На велосипед монтировались генератор и система переключения 3 передач. К нему крепилась сумка для минимального набора инструментов. Сиденье модели изготавливалось из пластика и имело пружинный механизм для амортизации. В комплект входил простой трубчатый багажник.

«Рига»

Под названием «Рига» скрывается несколько моделей женских и мужских велосипедов. Их выпуск был налажен на мотовелозаводе «Саркана Звайзгне», функционирующем с 1956 г. Женские модели были с открытой рамой, а мужские — с закрытой. Высокий руль оснащался поворотным замком. Это позволяло поворачивать его вниз и вверх при необходимости.

На женской и мужской «Риге» устанавливался простой ножной тормоз. Шины имели размер 622Х40 мм. Цепь была прикрыта щитком. Часто «Рига» оснащалась передним ручным тормозом с тросовым приводом. В комплекте с «Ригой» поставлялись генератор, зеркало, фара, светоотражатели, насос, звонок и т.д.

Велосипед "Рига"

«Спутник»

«Спутник» — это дорожно-туристическая модель для мужчин. Она была разработана и выпускалась большими партиями в Харькове. Модель комплектовалась закрытой рамой из стали. Размер установленных шин составлял 622Х32 мм. Ободья изготавливались из дюралюминия.

Задняя втулка оснащалась трехступенчатой трещоткой. Тормоза у модели были клещевого типа с центральной тягой. «Спутник» имел 3 передачи и переключатель параллельного типа. В комплекте с велосипедом поставлялись насос, подседельная сумка и светоотражатели.

«Дружба»

«Дружба» — это спортивно-шоссейная модель, которая подходила как для тренировок, так и для прогулок. Выпускалась она в Минске. Модель предназначалась для мужчин, поэтому оснащалась закрытой рамой, изготовленной из стали. Ободья были коробчатыми. Шины имели размер 622Х40 мм.

На «Дружбе» устанавливались дорожные прорезиненные педали. Сиденье имело проволочный каркас и жесткое покрытие. На велосипед монтировался штампованный пружинный багажник. Вес модели без дополнительного оборудования составлял 17,7 кг.

Велосипед "Дружба"

«Минск»

«Минск» — это серия дорожных велосипедов, выпускавшаяся в разные периоды на Минском мотовелозаводе. Модель имела закрытую раму из стали и простой поворотный руль дорожного типа. «Минск» оснащался простым ножным тормозом. На моделях этой серии устанавливались дорожные педали, покрытые резиной.

Багажник изготавливался из тонких трубок и проволоки. Сиденье имело жесткий проволочный каркас, покрытый кожзамом, и пружинную систему для амортизации. Вес модели без багажника и других дополнительных принадлежностей составлял 17,0 кг. Дополнительно «Минск» комплектовался сумкой, звонком, светоотражателем красного цвета и насосом.

Велосипед Минск

«Урал»

«Урал» — это дорожный вариант для мужчин, разработка и выпуск которого проводились в Перми. Модель приобрела большую популярность, т.к. ее конструкция отличалась повышенной устойчивостью.

Рама закрытого типа была выполнена из толстых труб. Модель оснащалась углубленным поворотным рулем. Багажник выполнялся из труб и имел прижим. Колеса были защищены крыльями. Щиток для цепи в комплекте отсутствовал. Сиденье имело пружинный каркас и жесткое покрытие. Вес «Урала» составлял 16 кг.

«Уралец»

«Уралец» — это дорожный велосипед для подростков старше 10 лет. Его серийный выпуск продолжался до 1994 г. Сиденье оснащалось пружинистым каркасом, твердым пластиковым покрытием и мягкой накидкой. Диаметр колес составлял 24 дюйма. На модели стоял тормоз барабанного типа. Колеса защищались прочными металлическими крыльями. В комплект модели входили светоотражатели.

«Украина»

«Украина» — это серия велосипедов для мужчин. Харьковский завод наладил выпуск ряда модификаций, различавшихся техническими характеристиками и комплектацией. «Украина» оснащалась поднятым вверх рулем. Рама велосипеда была выполнена из труб. Ободья колес изготавливались из стали и имели хромированное покрытие.

На велосипеде устанавливались дорожные педели, имеющие прорезиненное покрытие. На «Украине» монтировалось жесткое седло с мягкой накидкой. Цепь была прикрыта щитком, а колеса — жесткими крыльями. В комплекте с разными модификациями «Украины» поставлялись светоотражатели, насос, подножка, звонок, сумка и т.д.

Велосипед "Украина"

«Сура»

«Сура» — это дорожный велосипед для мужчин, который был разработан в Пензе на заводе им. Фрунзе, а затем запущен в массовое производство. Модель оснащалась рамой закрытого типа из стали. Руль был средней высоты без выноса.

Велосипед имел 2 тормоза, в т.ч. задний — барабанный, передний — клещевой. Он оснащался проволочным багажником, щитком для цепи и крыльями. В комплект входили насос, подножка, подседельная сумка и светоотражатели. Вес велосипеда без дополнительных принадлежностей составлял 16 кг.

С открытой рамой «Прима»

«Прима» — это модель, которая производилась в Пензе на заводе им. Фрунзе. Рама была открытого типа. Изготавливалась она из стали. Руль был удлиненным и высоким. Сиденье имело полужесткий каркас и твердое покрытие.

Размер шин составлял 590Х32 мм. На велосипед устанавливались щиток для цепи и крылья. Он комплектовался задним трубчатым багажником. Кроме того, была возможность установки генератора, фары, звонка и зеркала заднего вида. «Прима» весила 15 кг.

Велосипед Прима

«Бриз»

«Бриз» выпускали на заводе им. Фрунзе в Пензе большими партиями. У этой модели были рама закрытого типа из стальных труб и полувысокий руль с литым выносом. Передний и задний тормоза были клещевого типа. Ободья колес выполнялись из стали.

На задней втулке присутствовала одноступенчатая трещотка без тормоза. Размер шин составлял 590Х32 мм. Сиденье велосипеда имело жесткий каркас и поролоновое покрытие, обтянутое дерматином. На «Бризе» устанавливались проволочный багажник, щиток для цепи, крылья и светоотражатели. Вес модели составлял 15,5 кг.

«Эстафета»

«Эстафета» — это модель, выпускавшаяся в Пензе на заводе им. Фрунзе. Велосипед оснащался рамой открытого типа. Руль был высоким и имел удлиненный вынос. Ободья выполнялись из стали. Тормоза на модели были клещевого типа. На задней втулке присутствовала одноступенчатая трещотка.

Седло имело жесткий каркас и мягкое покрытие. Цепь была защищена щитком. На «Эстафете» устанавливался простой трубчатый багажник. В комплекте поставлялись светоотражатели, зеркало заднего вида, насос и сумка.

«Диана»

«Диана» — это дорожный велосипед, предназначенный для женщин. Его конструкцию разработали на заводе им. Фрунзе в Пензе. Модель комплектовалась рамой открытого типа. Руль на «Диане» был поворотным с удлиненным выносом.

На модели присутствовали передний и задний ручные тормоза клещевого типа. На нее устанавливались дорожные педали, седло с полужестким каркасом и простой багажник из проволоки. В комплект входили светоотражатели, насос, звонок и т.д.

Велосипед "Диана"

«Вираж»

«Вираж» — это модель, предназначенная для взрослых. Ее выпускали на заводе им. Фрунзе в Пензе. Передняя вилка выполнялась из сваренных стальных труб. Рама была открытого типа. «Вираж» оснащался простым поворотным рулем с удлиненным выносом. Стальные ободья колес имели коробчатое сечение.

Задняя втулка соединялась с трещоткой. На модель монтировался передний и задний ручные клещевые тормоза. Педали на «Вираже» были дорожными с резиновыми вставками. Сиденье имело полужесткий каркас и мягкое покрытие. Багажник выполнялся из труб. Вес «Виража» составлял 15 кг.

«Темп-2»

«Темп-2» — это дорожный велосипед с закрытой рамой, который выпускался на пензенском заводе им. Фрунзе. Он был предназначен для взрослых мужчин. На модель устанавливались стальной полувысокий руль, припаянная вилка и стальные колесные ободья. Сиденье имело полужесткий каркас и мягкое покрытие. Размер установленных шин составлял 590Х32 мм, вес модели — 15 кг.

«Таир»/«Альтаир»

«Таир» выпускался на Йошкар-Олинском велозаводе. Он предназначался для прогулочных и туристических поездок подростков и взрослых. Эта модель имела открытую стальную раму и глубокий поворотный руль с прямой посадкой.

Велосипед Таир

Задний тормоз у нее был барабанным, а передний — клещевым. На велосипеде устанавливались педали дорожного типа и пружинистое седло с пластиковым покрытием и мягкой накидкой. На нем был предусмотрен прочный трубчатый багажник. В комплект входили сумка с инструментами, масленка, звонок, насос и т.д.

Модели складных велосипедов эпохи СССР

Складные велосипеды, выпускавшиеся в СССР, уступали характеристиками моделям со стандартными рамами, но при этом пользовались большой популярностью. Они были удобны для использования как взрослыми мужчинами и женщинами, так и детьми.

«Эврика»

«Эврика» — это модель велосипедов, предназначенная для подростков. Ее разработали на Львовском мотопедном заводе. Открытая рама складывалась шарнирно в продольной плоскости. Велосипед оснащался рулем мопедного типа. Ободья колес выполнялись из стали. На модель устанавливался только задний тормоз барабанного типа. Сиденье имело пружинистый каркас и мягкую накидку.

Велосипед комплектовался трубчатым багажником, щитком для передней звезды и металлическими крыльями. В комплект велосипеда часто входили насос, светоотражатели, звонок, зеркало заднего вида и подседельная сумка. Дополнительно можно было приобрести фару, генератор и другое оборудование.

Велосипед "Эврика"

«Десна»

«Десна» — это складная модель, предназначенная для подростков старше 10 лет. Велосипед имел облегченную раму, оснащенную быстродействующими зажимами. Седло у модели имело пружинистый каркас и покрытие, выполненное из кожзама. Размер шин составлял 406Х40 мм. На модель устанавливался руль с большим выносом. Вес «Десны» составлял 14,5 кг.

«Кама»

«Кама» — это складной велосипед, разработанный в Перми. Модель оснащалась литым петлевым замком, обеспечивающим высокую жесткость рамы. Руль был высоким. На велосипеде устанавливались сиденье повышенного удобства, имеющее покрытие из поролона и кожзаменителя. Модель комплектовалась багажником, крыльями, щитком для цепи и светоотражателями. Часто велосипед оснащался генератором и фарой.

«Аист»

«Аист» — это складная модель, предназначенная для прогулок подростков и взрослых. Ее выпуск был начат в 1977 г. и продолжался до 1992 г. Это был односкоростной велосипед. Его рама имела механический фиксатор. Она изготавливалась из стали. На «Аисте» были установлены колеса, диаметр которых составлял 24 дюйма. Модель оснащалась барабанным тормозом, высоким рулем и сиденьем, имеющим полужесткий каркас и твердое пластиковое покрытие.

Велосипед Аист

«Салют»

«Салют» — это складная модель, разработанная на Пермском велозаводе. Она имела открытую раму, оснащенную замком для складывания и поперечной планкой для придания жесткости конструкции. Размер шин колес составлял 533Х37 мм. На велосипед устанавливались простые дорожные педали, ручные тормоза кантилеверного типа и седло, имеющее стальной каркас и мягкое дерматиновое покрытие. Вес «Салюта» составлял 15,2 кг.

Советские велосипеды для цирковых выступлений

На велосипедных заводах СССР выпускалось немного моделей, предназначенных для обучения цирковых работников, использования в выступлениях и фигурном катании.

«Фигурный В-912»

Эта модель выпускалась ограниченной партией Харьковским велозаводом. Сохранилось мало сведений о конструкционных особенностях велосипеда. Он имел усиленную открытую раму, небольшие колеса и узкое сиденье.

В-910 и В-911

В-910 и В-911 — это одноколесные модели, выпускавшиеся по спецзаказу в Харькове. При этом велосипед В-910 оснащался цепной передачей, связывающей колесо с педалями, вынесенными на раму-стойку. На В-911 отсутствовала цепная передача. Педали крепились непосредственно к колесу. Эти модели различались и высотой рамы.

Советский цирковой велосипед

Моторизованный велосипед В901

Особого внимания заслуживает моторизованный велосипед В901, выпускавшийся на Харьковском велозаводе. Он имел закрытую раму уменьшенной высоты, руль с расширенными ручками и прижимной багажник. Под узлом каретки крепился двигатель Д-4. Размер шин составлял 559Х48 мм.

Велосипед с мотором

На левой ручке руля устанавливалась муфта сцепления, а на правой присутствовал рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя. Бак с горючим крепился к нижней трубе рамы. Задняя втулка оснащалась тормозом барабанного типа. Вес аппарата составлял 27 кг.

Комбинированный трехколесный спецвелосипед В-925

Эту модель разработали конструкторы Жуковского велосипедного завода. Она обладала открытой усиленной рамой. Переднее колесо имело больший диаметр, чем задние. У него был простой руль, а также сиденье с жестким каркасом и пластиковым покрытием. Цепная передача соединяла педали со звездочкой задних колес. Велосипед оснащался большим багажником, имеющим форму корзины. При необходимости эту трехколесную модель можно было переоборудовать в двухколесную.

Где сейчас можно купить советские велосипеды, и примерные цены на них

Чаще велосипеды, выпущенные в советский период, можно купить на барахолках. Не бывшие в употреблении аппараты с заводской упаковкой являются большой редкостью. Кроме того, приобрести велосипед можно через доски объявлений, имеющиеся в интернете.

Цены на подержанные велосипеды СССР варьируются в зависимости от модели и сохранности — от 1 тыс. руб. до нескольких тысяч долларов.

Велосипеды СССР в музеях

Многие велосипеды, выпускавшиеся в СССР, представлены в экспозициях музеев, функционирующих при заводах, производивших их. Однако некоторые модели представляются и на европейских выставках, посвященных истории велоспорта.

Веломузей Андрея Мятиева

Веломузей Андрея Мятиева является одним из самых крупных на постсоветском пространстве. В нем содержится более 10 тыс. экспонатов. Около 700 велосипедов представляют историческую ценность. Самому старому из них более 150 лет. Кроме того, в экспозиции музея представлены коллекции сувениров, постеров и аксессуаров, отражающих историю развития велоспорта.

Саулкрасты

Крупный музей велосипедов располагается в небольшом латвийском городке Саулкрасты. Здесь присутствует более 2,5 тыс. экспонатов. В этом музее можно посмотреть даже деревянные модели, а также старые экземпляры, у которых вместо шин установлены пружины или толстый канат. Некоторые экспонаты, выставленные в Саулкрастах, были произведены еще в конце 19 в.

Пройти тест на знание ПДД для велосипедистов

Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!

Чтобы иметь возможность получить права, нажмите пожалуйста Далее

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (9 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>