Velosipedinfo.ru  —  Прочие  —  Общие статьи  —  Принцип действия роллерных тормозов, их обслуживание и разборка

Принцип действия роллерных тормозов, их обслуживание и разборка

20.11.18

Роллерный тормоз велосипедаРоллерный тормоз, по сути, является усовершенствованным и осовремененным продолжением линейки велотормозов барабанного типа. И хотя тормозные системы данного типа не привлекли заслуженного внимания в нашей стране, следует познакомиться поближе с этим надежным и эффективным механизмом.

Основные особенности роллерных тормозов

  • В отличие от других тормозных систем роллерные тормоза защищены практически герметичным корпусом от попадания инородных веществ (воды, грязи, снега и др.) во время движения.
  • Для продолжительной и эффективной работы механизма все движущиеся части работают в смазке (специалисты настоятельно рекомендуют использовать только оригинальную фирменную смазку). Смазывать тормоз следует через специальную точку на корпусе, прикрытую герметичным колпачком.
  • Для защиты от перегрева в период продолжительного торможения конструкцией предусмотрены специальные охлаждающие диски. Эта система позволяет продлить работоспособность тормозных колодок роллерного тормоза.
  • Данной конструкции присуща великолепная линейная модуляция. То есть, тормозное усилие напрямую зависит от силы нажатия на ручку управления. При установке роллера на переднее колесо конструкцию часто дополняют специальной втулкой с антиблокировочной системой (АБС). Такая комбинация не дает переднему колесу полностью заблокироваться, даже при резком торможении, что предотвращает падение вперед (через руль).

Для байков какого типа подходит данная конструкция тормоза

Роллерные тормоза устанавливают в первую очередь на те велосипеды, где нужно надежное и эффективное торможение. К ним можно отнести туристические, прогулочные, городские велосипеды, а также велобайки с электрическим приводом.

Особо следует отметить велосипедистов с большим весом или постоянно перегружающих свой байк. Тут роллерный тормоз просто необходим, поскольку общий вес транспорта может переваливать за 130 кг и действия тормозов барабанного типа, а также ободных конструкций будет явно недостаточно.

Такие тормоза подойдут и велолюбителям, которые приобретают экстравагантные и редкие чопперы и круизеры, Тут кроме эффективности и надежности в силу вступает и эстетическая составляющая. Роллерные тормоза очень эффектно смотрятся на этих моделях.

По большому счету, каждый велосипедист может оборудовать свой байк по своему усмотрению и роллерные тормоза в этом случае будут далеко не лишним аксессуаром.

Устройство и принцип работы роллерного тормоза

Устроен тормоз роллерного типа довольно просто. Практически все производители предлагают аналогичные конструкции. Основным отличием является материал изготовления и точность обработки основных частей и механизмов устройства.

Основные детали роллера:

Основные детали роллерного тормоза

  1. верхняя защитная крышка с отверстием под смазку;
  2. кронштейн, передающий усилие от управляющего тросика на эксцентрик;
  3. возвратная пружина кронштейна;
  4. возвратная пружина роликов с сепарацией;
  5. верхний корпус тормоза;
  6. эксцентрик.
  7. набор роликов (6 – 8 шт.);
  8. сепарация роликов;
  9. тормозные колодки;
  10. тормозной барабан.

Как можно убедиться, все детали просты и надежны, а конструкция хорошо продумана.

Поскольку роллерный тормоз является усовершенствованным и осовремененным продолжением линейки барабанных аналогов принципы его работы отличаются только конструкционно:

  • при нажатии на ручку тормоза расположенную на руле, тяга тросика передается на кронштейн;
  • кронштейн в свою очередь поворачивает эксцентрик;
  • на внешней поверхности эксцентрика расположены кулачки, при повороте эксцентрика на эти кулачки накатываются ролики в сепарации;
  • при движении роликов вверх (в направлении от центра) зазор сокращается, и ролики упираются в тормозные колодки, прижимая их к барабану;
  • осуществляется торможение колеса;
  • при отдаче тормозной ручки возвратные пружины приводят механизм в исходное положение.

Из описания принципа действия можно понять, что чем сильнее давление на ручку управления тормозной системой роллерного тормоза, тем быстрее происходит замедления колеса. Поэтому тормозной системой данного типа очень удобно постепенно сбрасывать скорость (диапазон хода ручки довольно велик).

Роллерный тормоз и планетарная втулка

Интересным вариантом комплектации велосипеда может стать планетарная втулка, совмещенная с роллерным тормозом.

Планетарная втулка велосипедаНемного о планетарной втулке. Это довольно сложное устройство, которое по конструкции напоминает механическую коробку переключения передач автомобиля. Самые продвинутые модели имеют до 11 передач, а более простые – 3. Их как раз и устанавливают на городские байки. Все элементы втулки скомпонованы в герметичном корпусе и полностью залиты маслом. Такое техническое решение позволяет говорить о надежности конструкции. Но, как и во всех сложных узлах, у планетарной втулки есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:Недостатки:
  • высокая долговечность узла, поскольку механизм расположен в герметичном корпусе;
  • конструкция планетарки позволяет переключать передачи даже в стоячем положении. Это особенно актуально при езде в городских условиях;
  • применение планетарной втулки дает возможность использовать звездочку и цепь обычной ширины, при этом цепь постоянно движется прямо без перекосов;
  • эксплуатация звездочки с высоким профилем зуба и более широкой цепи, что заметно повышает их ресурс;
  • планетарная втулка и встроенный роллерный тормоз таких систем не нуждаются в обслуживании, что значительно упрощает эксплуатацию.
  • одним из основных недостатков планетарки является большой вес, но, учитывая, что ряд деталей трансмиссии не используется, масса узла не настолько критична;
  • присутствует эффект трения в шестеренках, и поэтому несколько падает КПД узла. Для обычных велосипедов это практически незаметно, а вот спортсмены отказались от использования трансмиссии такого типа;
  • планетарная втулка боится больших нагрузок и ударов и вообще вождения в экстремальных условиях. Но на городских улицах и при спокойных загородных прогулках этой системе нет равных;
  • практически полная ремонтонепригодность. Отремонтировать планетарную втулку в домашних условиях невозможно, да и мало найдется специализированных сервисных центров, где могут справиться с подобной работой.

Роллерный тормоз и планетарнтая втулкаСледует отметить, что велосипед, оснащенный планетарной втулкой и роллерным тормозом, станет намного комфортней и безопасней, особенно это будет заметно в городских условиях.

Достоинства и недостатки системы роллерных тормозов

Теперь можно более подробно остановиться на достоинствах и недостатках роллерных тормозных систем. Рассмотрим достоинства:

  • надежность – практически герметичные условия компоновки тормозного механизма полностью защищают его от попадания грязи и влаги. Тормоза во время дождя будут работать так же эффективно, как и в сухую погоду;
  • точность торможения роллерного тормоза — в отличие от ножного тормоза, где момент начала работы привязан к положению педалей, роллеры начинают работать мгновенно. Дополнительно велосипедист получает линейную модуляцию тормозного усилия;
  • отсутствует необходимость постоянного обслуживания – закрытая компоновка устройства требует только периодической смазки без необходимости демонтажа, требуется периодическая замена тормозных колодок (обычно раз в несколько лет, в зависимости от преодоленного расстояния);
  • возможность установки практически на любой велосипед после замены штатной втулки на специальную.

Теперь о недостатках:

  • поскольку роллеры несколько сложнее обычных тормозов барабанного типа, они имеют больший вес, но эта разница незначительна по сравнению с массой снаряженного байка и велосипедиста;
  • довольно высокая стоимость по сравнению с обычными тормозными системами. В этом случае каждый велосипедист сам выбирает между комфортом, безопасностью и ценой (либо установить обычные ободные тормоза и постоянно их обновлять, либо один раз приобрести роллерный тормоз);
  • необходимость приобретения специальной втулки и установки системы в специализированной мастерской;
  • не богатый выбор роллерных систем в отечественных магазинах. Если велосипедист решил установить тормоза такого типа, их придется заказывать через интернет.

Только взвесив все за и против, изучив достоинства и недостатки, можно устанавливать эти довольно не дешевые системы на свой байк.

Уход за роллерными тормозами и их обслуживание

Поскольку крышка тормоза практически герметично закрывает механизм, то попадание в него грязи и влаги ограниченно. Но при экстремальной езде в сложных условиях тормоза могут запачкаться, что крайне пагубно сказывается на их работе.

Абразивные частички (песок, грязь и др.) значительно увеличивают износ трущейся пары «тормозной барабан – колодки». Этот износ приводит к росту зазоров в паре и, как следствие, к увеличению хода ручки управления тормозами. Когда этот показатель становится критическим, узел перестает выполнять свои функциональные обязанности. Другими словами, хода троса управления не хватает для полного прижатия колодок к тормозному барабану.

Поскольку механизм роллерных тормозов довольно прост по конструкции, провести его разборку и последующую сборку может практически каждый велолюбитель.

Очистка механизма тормоза

Во время разборки необходимо последовательно снимать все части устройства, начиная с крышки и заканчивая тормозными колодками. Важно запомнить, а можно и сфотографировать последовательность демонтажа каждой детали, поскольку придется ставить их на штатные места в том же порядке.

После разборки все детали очищаются и промываются. Важно тщательно осмотреть тормозные колодки как со стороны рабочей поверхности (соприкосновение с барабаном), так и со стороны прижатия их роликами эксцентрика. При значительном износе колодок их необходимо заменить. Значительность износа можно проверить, повернув эксцентрик до упора, если после этой операции остался зазор в паре «тормозной барабан – колодки», необходимо установить новые элементы.

Сборка и разборка роллерного тормоза Shimano Inter 8-ой серии (80-86)

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
Вставляем колодки в тормозной диск роллера. Когда укладываете колодки в тормозной диск, проследите за тем, чтобы колодки располагались правильно. Необходимо, чтобы выступ (бортик) колодок находился вверху. 

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
Далее вставляем ролики в обойму для роликов и также устанавливаем все это дело в тормозной диск с колодками снаружи.

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
После того как поставили обойму с роликами устанавливаем эксцентрик, который раздвигает колодки вот сюда и...

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
Устанавливаем кронштейн роллера на тормозной диск, продев перед этим эксцентрик в требуемые пазы кронштейна. Совмещаем 2 скобы и выштамповку кронштейна с пазами колодок, вот так

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
и кроме того выступ на обойме должен попасть в отверстие кронштейна

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
Устанавливаем пружину сепаратора вот таким образом

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
Устанавливаем пружину на толкатель

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
Ставим толкатель с пружиной на кронштейн роллерного тормоза

Кликните или наведите на картинку, чтобы увидеть кусок видео
И заключительный этап закрываем это все дело роллерной крышкой до щелчка, и все роллерный тормоз готов к эксплуатации

Итоговое видео. Сборка и разборка роллерного тормоза Shimano

Смазка механизма

Смазка механизма тормоза осуществляется без его разборки через штатное отверстие на защитной крышке, прикрытое колпачком.

Предпочтительней использовать смазку рекомендованную изготовителем. Компания Shimano предлагает хорошие смазки для всех типов роллерных тормозов. При отсутствии возможности приобрести фирменную, допускается использовать любую густую смазку на графитовой основе, но не следует этим злоупотреблять. Повторимся, что фирменная смазка предпочтительней.

На этом можно считать обслуживание роллерных тормозов законченным. Не следует пренебрегать уходом за механизмом, и он прослужит вам долгие годы.

Установка тормоза на велосипед

Установка тормозного узла на велосипед — дело достаточно трудоемкое и требующее некоторого опыта и навыков, поэтому для проведения этой операции проще обратиться в специализированный сервисный центр.

Для установки роллера потребуется замена втулки, а значит и переспицовка всего колеса, а это довольно трудозатратная операция. При замене втулки можно подобрать модель с антиблокировочной системой (АБС). В комплекте с роллером она работает просто превосходно.

Для установки роллерного тормоза понадобятся:

  • тормозная ручка левая или правая (на усмотрение велосипедиста) с креплением под диаметр руля;
  • стандартный тормозной кабель в оплетке (лишнюю длину можно отрезать после установки и регулировки);
  • специальный хомут для крепления переднего или заднего тормоза к ноге вилки руля или к заднему перу соответственно;
  • набор хомутов для крепления тормозного кабеля к рулю, раме и вилке колеса;
  • тормоз и втулка между собой надежно фиксируются шлицевым соединением, в некоторых моделях есть возможность дополнительной фиксации резьбовыми соединениями.

Стоит отметить что встречаются модели роллерных тормозов (например, Shimano Nexave BR-IM86) с идентичными дисковым креплениями на заднее перо и вилку руля. Их установка еще надежней и проще.

В заключение

Поездки на велосипеде, оснащенном роллерной системой торможения в любых условиях, будь это трасса или проселочная дорога, подарят велосипедисту абсолютно новые ощущения безопасности и комфорта. Плавность работы роллера обеспечивает максимально быстрое и мощное торможение без блокирования колес.

Конечно, можно оборудовать тормозную систему байка и комбинированным способом. Например, установив на переднее колесо роллерную систему, а на заднее — обычный ножной тормоз, вы заметите, что почти всегда использоваться будет только передний тормоз, а задний – исключительно в условиях экстренной остановки.

Мощное торможение без блокировки колес — это очень весомый аргумент в пользу роллерных систем.

Рассказ об эксплуатации роллерного тормоза и планетарки

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (30 оценок, среднее: 4,10 из 5)
Обсуждение ( 0)
    Поделитесь своим мнением
    Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
    <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>